Найти тему
1,6K подписчиков

Первоцветы: 6 самых ранних птах в моём палисаднике

1,8K прочитали

Начнём с того, что слова «первоцветы» и «подснежники» во многих регионах нашей страны используются как имена нарицательные. В Волгоградской области, откуда я родом, например, подснежниками называют Тюльпаны биберштейна (Tulipa biebersteiniana), которые, возможно являются местной формой Тюльпана лесного (Tulipa sylvestris). И это даже несмотря на то, что цветут они в мае, когда снега в Волгограде уже давно нет. А до них уже, в то же время, уже успевают отцвести другие ранние луковичные — гусиный лук и пролески. А во время цветения на лугах Тюльпана Биберштейна цветёт огромное количество других садовых культур — тюльпаны, шафран, прострелы и т.п.

Что же касается слова «первоцветы», то, вообще-то, это официальное русское научное наименование рода Primula. В своём блоге, я стараюсь использовать ботанические наименования, но из-за вот-этого пересечения слов и смыслов в данном случае я решил от этого отказаться. Растения рода Primula я называю не первоцветами, а примулами.

У меня, кстати, была статья о результатах выращивания примул из семян в прошлом и позапрошлом году:

Примулы: от посева в 2021 году до первого цветения в 2022 году
Сад в город!27 февраля 2023

Какие же первоцветы появляются раньше других в моём палисаднике? За семь лет наблюдений в московском палисаднике могу отметить 5 родов. Но сразу отмечу, что первые цветы — всегда очень маленькие и скромные. Проходит иногда неделя, иногда месяц (ведь возможны возвраты холодов и повторные снегопады) — и только тогда они набирают мощь и цветут в полную силу — как правило, именно тогда я их и фотографировал.

1. Шафран (Crocus) или крокус

Первые «ботанические» шафраны появляются сразу же из-под снега — на первых же проталинах. Посаженные в по одной луковичке на больших расстояниях друг от друга они уже через несколько лет формируют густые кустики (клампы) с целым букетиком цветов. К сожалению, самосева они, похоже не образуют и цветочные поляны можно получить только рассаживая луковички вручную. Но это того стоит — ведь луковички можно посадить и забыть про них про долгие годы. А они будут напоминать о себе буйным цветением весной.

В 2022 году первые цветущие шафраны были зафиксированы 20 марта. В этом году первые цветы я увидел 23 марта. Может быть они появились на несколько дней раньше — просто я был в поездке по весеннему Кавказу.

Подробная статья о шафранах в саду здесь:

2. Весенник (Eranthys) или эрантис

Весенник зимний часто зацветает вместе или даже раньше шафранов. Его яркому жёлтому цвету, конечно, нет конкуренции, причём он сияет даже в дождливую погоду и вечерами, когда крокусы закрываются (а у многих их сортов окрас бутонов более влеклый, чем окрас раскрытых цветков). У весенников — это не так. Их бутончики-шарики тоже сияют, как маленькие драгоценности.

Весенник зимний. Фото 23 марта 2023 г.
Весенник зимний. Фото 23 марта 2023 г.

Весенники в моём палисаднике дают семена и ограниченный самосев. Но за 7 лет, тем не менее, они не сформировали значительных по размеру куртин, а имеющиеся сокращаются в размере.

В прошлом (2022) году первые весенники были зафиксированы в моём палисаднике 15 марта. В этом году я также зафикисровал их по приезду с Кавказа 23 марта уже цветущими.

Статья о садовых весенниках здесь:

3. Подснежник (Galanthus) или галянтус

Полянка подснежников (фиолетовые и жёлтые между ними — это шафран). Когда-нибудь она разрастётся и станет плотной.
Полянка подснежников (фиолетовые и жёлтые между ними — это шафран). Когда-нибудь она разрастётся и станет плотной.

Вместе с весенниками и шафранами в саду появляются и настоящие подснежники, с цветами — белыми капельками. Эти культуры однозначно и довольно просто способны формировать в саду большие цветущие куртины — нужно просто подождать лет десять ) В нашем районе есть одна пятиэтажка — как прямое свидетельство тому. Подробная статья о подснежниках здесь:

4. Цикламен (Cyclamen) или дряква

Цикламен коский на Кавказе. Кстати, среди его листиков с изображением плюща, можно заметить и настоящие листья плюща.
Цикламен коский на Кавказе. Кстати, среди его листиков с изображением плюща, можно заметить и настоящие листья плюща.

Более редким, сложным и требовательным в культуре является Цикламен, формирующий в предгориях Кавказа цветущие порой всю зиму малиновые поляны. В садах можно выращивать несколько видов. У меня же растут несколько экземпляров Цикламена коского (Cyclamen coum), выращенные из семян. Они имеют красивые листья с плющевидным узором и зацветают малиновыми, розовыми или белыми цветками вместе с уходом снега. Но рассчитывать на формирование полян, как на Кавказе, в Средней полосе, увы, не приходится.

Цветущий бледно-сиреневый Цикламен коский в моём палисаднике 23 марта 2023 г.
Цветущий бледно-сиреневый Цикламен коский в моём палисаднике 23 марта 2023 г.

Первые цветущие цикламены в 2022 г. были зафиксированы в моём палисаднике 15 марта. В этом году я также их обнаружил 23 марта — во время первого после зимы обхода сада.

Подробная статья о цикламенах здесь:

5. Иридодиктиум (Iridodictyum)

Группа разноцветных иридиктиумов. Фото сделано в середине апреля 2022 г.
Группа разноцветных иридиктиумов. Фото сделано в середине апреля 2022 г.

Луковичные ирисы — довольно сложные в культуре растения, формирующие в хороших условиях яркие поляны синих, голубых, жёлтых и белых цветов. Рассчитывать на их самостоятельность не приходится — они нуждаются в уходе и тщательном подборе условий и места. Полагаю, что мои Иридодиктиумы сетчатые (Iridodictyum reticulatum), Иридодиктиумы дэнфорд (Iridodictyum danfordii) и гибридные иридодиктиумы с годами, увы, сойдут на нет... Можно было бы попробовать ещё другие луковичные ирисы (вроде ксифиумов) — среди них встречаются устойчивые гибриды.

В моём палисаднике иридодиктиумы не посажены крупными пятнами и растут в разных местах. Так проявляется моя надежда, что они смогут где-то зацепиться.
В моём палисаднике иридодиктиумы не посажены крупными пятнами и растут в разных местах. Так проявляется моя надежда, что они смогут где-то зацепиться.

Я не зафикисровал первое цветение иридодиктиумов в 2022 году, а первые цветы видны на фото от 27 марта. В этом году во время первого обхода я не обнаружил цветущих иридодиктиумов — только вылезшие носики. В любом случае, если они выжили и зацветут — они также будут одними из первых цветов палисадника, пусть даже они и не выходят с цветами прямо из-под снега.

Подробная статья об иридодиктиумах тут:

6. Морозник (Helleborus)

Отцветающий Морозник восточный близ г. Индюк в Краснодарском крае. Фото 18 марта 2023 г.
Отцветающий Морозник восточный близ г. Индюк в Краснодарском крае. Фото 18 марта 2023 г.

У себя на родине морозники часто цветут всю зиму. В этом году я фотографировал цветущие экземпляры во время новогодних прогулок по Западному Кавказу. В климете Средней полосы на это, конечно, рассчитывать не приходится. Но первые цветы можно увидеть сразу после ухода снега. Так у меня было с Морозником чёрным, например, в прошлом году. В этом году я пока увидел только бутоны — и на Морознике чёрно (Helleborus niger), и на Морознике вонючем (Helleborus foetidus), и на гибридах кавказского Морозника восточного (Helleborus orientalis). Замечательно, что у всех них зимуют листья — благодаря этому они дают в саду первую зелень — пускай и покоцанную морозами и снегом.

Статья о морозниках:

Морозник также включён в ещё один топ-лист: самых ранних цветущих корневищных многолетников сада.

Сроки цветения

Стоит ещё сказать и о сроках цветения. Они очень подвижные. В 2020 году первые цветы появились в саду 23 февраля! А в 2022 году, цветы тоже появились рано — в середине марта. А потом снова выпал снег и пришлось ждать апреля (весна, вообще, была поздняя и затяжная). В 2023 году первые цветы также зафикисрованы в конце марта. Но какой весная будет дальше — пока непонятно...

В Средней полосе весна часто длится долго. Причём, в тенистых местах и на северной стороне все первоцветы зацветают позже и цветут дольше — в общем-то, там и снег сходит позже. Это позволяет существенно продлить сроки цветения если посадить одни и те же виды и сорта в разных условиях. Мои первые ласточки обычно цветут в саду около месяца.

Что ещё?

Кстати, список первых ласточек может быть немного шире. Я надеюсь, что многие морозники покажут себя также очень ранними цветами (у меня они растут, но пока маленькие). Очень мне хочется завести леонтицу и некоторые другие очень ранние виды. Например, разные Печёночницы (Hepatica — у меня растут посеянные из семян, но пока не цвели) и разные виды Кандыков (Erythronium).

А вот пролески сибирские, которые часто фигурируют в списках ранних ласточек, у меня в палисаднике зацветают позже самых ранних цветов. Вот почему я не стал включать их в этот свой топчик).

Самосевный ковёр из Пролески сибирской в мамином саду. Виднеются также пушкинии.
Самосевный ковёр из Пролески сибирской в мамином саду. Виднеются также пушкинии.

Изредка среди старого газона неподалёку от палисадника я также вижу рано зацветающий Гусиный лук (Gagea) — очень ранний луковичный первоцвет. Однако, его цветы так малы, что я не встречал даже идеи выращивать его в саду.

Гусиный лук Ханы в Пятигорске.
Гусиный лук Ханы в Пятигорске.

А вот прекрасные "луковичные" Хохлатки (Corydalis) у меня обычно зацветают чуть позже. Так что про них как-нибудь в другой раз )

Кстати, из-под снега с бутонами часто выходят и некоторые примулы — те самые, ботанические Первоцветы. Но по-настоящему зацветают они только с приходом устойчивого тепла — в середине апреля-мае.

Интересно, какие цветы являются действительно первыми у вас? А какие в вашем регионе называют подснежниками?

Если вам понравилась статья, не забывайте про лайк и подписку. Ваши замечания и вопросы, как обычно, жду в комментариях ниже.

Другие мои статьи о весенних первоцветах и луковичных собраны здесь:

Портреты интересных растений сада собраны в отдельной подборке:

* * *

Все фото сделаны мной с городском палисаднике "Сад в город!". Использование материалов статьи без разрешения запрещено.