Этот великолепный храм я посещал дважды. Первый раз в апреле 2012 года в одиночестве и с одним смартфоном, и затем в мае 2015 года уже с женой и друзьями. Во второй раз у меня уже был полупрофессиональный фотоаппарат и более качественный смартфон, поэтому я решил в этой публикации объединить оба посещения, чтобы в дальнейшем уже не повторяться. Качество некоторых фотографий получилось отменное, в чём вы убедитесь, прочитав статью до конца и просмотрев весь контент.
Сам храм находится на канале Грибоедова возле Михайловского сада.
Возведение церковных сооружений в честь какого-либо памятного события - давняя традиция древнерусского зодчества. Храм во имя Воскресения Христова на месте смертельного поранения в Бозе почившего императора Александра II - таково каноническое наименование собора - был воздвигнут там, где 1 марта 1881 года взрывом бомбы, брошенной народовольцем И.Гриневицким, был смертельно ранен император. Отсюда его общепринятое и более известное всем название - Спас на Крови.
Взошедший на престол после кончины отца Александр III повелел на месте его гибели возвести храм. 27 апреля 1881 года комиссия по увековечению памяти Александра II Городской Думы Петербурга объявила конкурс на создание церкви. 29 июня 1883 года император одобрил проект архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (И.В.Малышева) с пожеланиями последующей доработки. Окончательное же его утверждение состоялось 1 мая 1887 года.
Торжественная закладка храма произошла 6 октября 1883 года. Земляные работы, строительство церкви и работа по её убранству продолжались 24 года (1883-1907). 19 августа 1907 года храм был торжественно освящён. Александра III привлекло в проекте А.А.Парланда и Архимандрита Игнатия то, что в архитектуре и декоративном оформлении церкви были использованы приёмы, применённые в московском храме Василия Блаженного, который считался в то время своеобразным символом народности в отечественной художественной культуре. Неорусский стиль зарождается в России ещё в 30-е годы XIX столетия и получает своё окончательное развитие в конце XIX - начале XX веков.
Интересно. что при возведении собора под всей его площадью был устроен бетонный фундамент, что явилось новшеством в инженерном деле того времени и первым опытом подобного решения в строительстве Петербурга. Кроме этого для предотвращения проникновения воды и грунтовых вод по периметру храма был сооружён глиняный "замок".
Высота собора 81 метр, а общая площадь - 1642,35 кв.м. Для устройства колокольни, возвышающейся над местом гибели императора, массив храма был выдвинут за пределы набережной и как бы врезан в русло канала. За счёт этого здание в плане лишено симметрии. Храм имеет по обе стороны колокольни две паперти с двумя входами - крыльцами-притворами, своим обликом напоминающие русские терема.
Храм отличается необыкновенной изощрённостью декора. Но особая причудливость форм и звучность цветового решения присущи куполам собора. Главы собора крыты позолоченными и эмалированными медными листами. Площадь их покрытия ювелирной эмалью составляет 1000 кв.м. Золотым куполом завершена и колокольня. Медными позолоченными листами покрыты главки над алтарём, цинком и медью - крыльца, фронтоны, карнизы, кокошники. Поверхность цокольного основания храма покрывает серый сердобольский гранит. На фасадах собора расположены 20 выполненных из тёмно-красного гранита досок, рассказывающих о событиях, которые произошли за время правления Александра II. Стены храма снаружи облицованы зигерсдорфским коричнево-красным кирпичом. На его фоне ещё более нарядными кажутся фигурные наличники, кокошники с мозаичными вставками, цветные узорные изразцы в квадратных впадинах стен. Ниже несколько фотографий с внешним декором храма.
Интерьер храма поражает великолепием отделки из итальянских мраморов и русских самоцветов, мозаики, бронзы и серебра. В создании каменного убранства принимали участие лучшие мастера Петербургской, Екатеринбургской и Колыванской гранильных фабрик. Облицовка цоколя четырех центральных пилонов сделана из житомирского лабрадорита, обладающего свойством иризации, которое проявляется в виде радужного свечения: из глубины темной поверхности породы проступают ярко-синие, серебряные и золотистые искры.
Огромна площадь замечательных итальянской работы резных мраморных полов собора площадью 608 кв.м. За годы нелёгкого существования Спаса на Крови этот инкрустированный мозаичный пол был почти полностью разрушен, но в настоящее время восстановлен в своём первоначальном виде. До революции от возможных повреждений его оберегали специальные ковры, а сегодня в храме разрешается ходить только по отведённым для этого местам.
Особый художественный интерес представляют иконостасы, киоты и сень, выполненные из итальянских мраморов, уральской и алтайской яшм, порфира, орлеца. Памятником мирового значения делает храм гигантская площадь мозаичного поля, покрывающего фасады и внутренние стены, в сочетании с высоким художественным и техническим уровнем исполнения мозаичных панно. Общий мозаичный покров храма занимает площадь свыше 7000 кв.м. Изготовлением мозаик занимались отечественные и заграничные фирмы. Самый большой заказ получила мастерская А.А. и В.А.Фроловых, в которой выполнено большинство произведений из смальты. Воплощали эскизы в материале и талантливые русские мастера из мозаичного отделения Академии художеств.
По замыслу А.А.Парланда автором всех мозаик храма должен был стать художник Виктор Михайлович Васнецов. Но в этот период он выполнял другие заказы и для данного храма он создал лишь картоны двух образов в иконостасах - "Спаситель" и "Богоматерь с младенцем" (см. на фото выше, где запечатлён иконостас главного алтаря) - и пяти мозаик на фасаде. Вторым художником, который исполнил картоны к 17 мозаикам внутреннего оформления, таких как "Хождение спасителя по водам", "Святой Иоанн Богослов", "Святые Борис и Глеб" и др.. был Андрей Петрович Рябушкин.
Центральное место в мозаичной сюите храма принадлежит произведениям Николая Николаевича Харламова. Ему было доверено выполнять эскизы сюжетов алтаря и куполов храма. Ему принадлежат подготовительные работы к 42 мозаикам интерьера. Самая масштабная из них - "Христос Пантократор" в плафоне купола - относится к числу наиболее значимых произведений в творчестве художника. Выразительный, чётко очерченный лик Спасителя исполнен магнетической силы.
Над эскизами мозаик Спаса на Крови работал также выдающийся русский художник Михаил Васильевич Нестеров. Он - автор подготовительных работ к мозаикам "Воскресение Христово" в кокошнике северного фасада, "Вознесение", "Сошествие во ад" и др. для иконостаса и для киотов по заказу Кавалергардского полка - к мозаикам "Святой Александр Невский" и "Воскресение".
В мозаичном оформлении церкви участвовали и другие известные русские художники: В.В.Беляев, которому принадлежит авторство самого большого количества (48) мозаик в интерьере и на фасадах, Н.К.Бодаревский, Н.П.Шаховской и другие. Ниже представлена галерея моих фотографий мозаик разных авторов.
Спас на Крови финансировался непосредственно из государственной казны. В храме ежедневно читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвящённые памяти Александра II, но не крестили и не венчали, так как он не являлся приходским. Для верующих было отведено место около западного фасада, перед "Распятием", где и проходили церковные службы. После революции вход в церковь был открыт для всех желающих, в ней совершались регулярные богослужения. Но 30 октября 1930 года власти закрыли церковь. Её едва не постигла участь многих уничтоженных православных храмов России. Долгие годы в ней располагалось складское помещение Малого театра оперы и балета имени М.П.Мусоргского. Божья воля сохранила его от разрушения во время блокады, когда в купол попал снаряд и не разорвался.
Если вам понравилась моя публикация, в которой я частично использовал информацию из красочного буклета, приобретённый в храме, ставьте пожалуйста лайки.