Найти в Дзене

Ф.М. Достоевский. Пить или не пить?

/Из статьи филолога Милы Витивой/

/начало/

Фёдор Михайлович Достоевский не отказывался от алкоголя полностью, но пил не часто и понемногу. В воспоминаниях его жена Анна Григорьевна замечала: «Пил красное вино, рюмку водки и перед сладким полрюмки коньяку» - имея в виду, что лишь эти напитки (и только совсем немного) он при случае мог выпить.

Знакомые замечали его необычные привычки, связанные с алкоголем. Сотрудник типографии, где издавался редактируемый писателем журнал «Гражданин», опубликовал книгу «Фёдор Михайлович Достоевский в воспоминаниях типографского наборщика в 1872-1881 гг.», где упоминал:

«Придя однажды к Фёдору Михайловичу во время его завтрака, я видел, как он употреблял простую хлебную водку: он откусывал чёрного хлеба и прихлёбывал немного из рюмки водки, и всё это вместе пережёвывал. Он говорил мне, что это самое здоровое употребление водки».

Пить водку залпом, больше одной рюмки и не закусывать, писатель считал неверным. Хотя в жизни Достоевского алкоголь появлялся редко, он часто занимал его мысли. Фёдор Михайлович считал пьянство бедой русского народа. То, к чему оно приводит, описано в «Дневнике писателя» так:

«Матери пьют, дети пьют, церкви пустеют, отцы разбойничают; бронзовую руку у Ивана Сусанина отпилили и в кабак снесли; а в кабак приняли! Спросите лишь одну медицину: какое может родиться поколение от таких пьяниц?»

Современники замечали, что с того момента, как Достоевский стал редактором еженедельника «Гражданин», тема алкоголизма стала в нём одной из наиболее важных. Он постоянно печатал в журнале статьи о борьбе с пьянством. Чаще всего оно рассматривалось как катастрофа, уничтожающая русский народ.

В художественных произведениях Достоевского пьяные появляются даже чаще, чем в публицистике. Проблемы с алкоголем есть и у Макара Девушкина в «Бедных людях», у Филиппа Филипповича Маслобоева в «Униженных и оскорблённых», у Семёна Мармеладова в «Преступлении и наказании». Много пьют герои «Бесов», «Идиота», «Братьев Карамазовых».

Достоевский рисует сцены разгульных пиршеств в тёмных тонах. В них всегда есть что-то потустороннее и вызывающее страх. В «Бесах» пьянство на празднике описывается как «безобразный кошмарный сон». И действительно, место разгула выглядело страшно:

«Несколько десятков гуляк, а с ними даже несколько дам осталось в залах. Полиции никакой. Музыку не отпустили и уходивших музыкантов избили. К утру, всю «палатку Прохорыча» снесли. Пили без памяти. Плясали камаринского без цезуры, комнаты изгадили, и только на рассвете часть этой ватаги, совсем пьяная, подоспела на догоравшее пожарище на новые беспорядки… Другая же половина так и заночевала в залах, в мертвопьяном состоянии, со всеми последствиями, на бархатных диванах и на полу. Поутру, при первой возможности их вытащили за ноги на улицу. Тем и кончилось празднество в пользу гувернанток нашей губернии».

В романе «Братья Карамазовы» используется похожее описание. Глава, в которой во время кутежа Мити Карамазова с Грушенькой «началась почти оргия, пир на весь мир», называется «Бред».

Хотя в целом, пьянство представляется писателю катастрофой, к отдельным людям, опустившимся на дно от алкоголя, Достоевский относится с сочувствием. Например, в повести «Бедные люди» Макар Девушкин предстаёт добрым, заботящимся о других человеком. Он начинает выпивать, потому что живёт, «вечно тоскуя и болея чужим горем».

А персонаж «Преступления и наказания» законченный пьяница Семён Мармеладов, своим повелением заставивший дочь пойти в проститутки, вызывает сочувствие. Он как юродивый, через свои страдания пытается приблизиться к Богу. «Пью, ибо сугубо страдать хочу», - говорит он. Мармеладов лишён гордости, ощущает даже себя не до конца человеком: «Осмелитесь ли вы, взирая сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?» Поэтому он надеется, что может быть прощён после смерти.

Достоевский осуждает пьянство, но понимает, почему люди надеются найти в нём спасение. Его мнение высказывает в романе «Братья Карамазовы» старец Зосима:

«Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестаёт любить, а, чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предаётся страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих. А всё от беспрерывной лжи и людям и себе самому».

(Продолжение следует)

Подготовил Борис Евдокимов

02.12.2022