Любопытно вот что. Свободы воли не существует вообще. Мы не можем мыслить самостоятельно вообще. И принимать решения.
Вот та цитата Довлатова про 4 миллионов доносов, которую всегда обрывают на полуслове, чтобы смысл получился прямо противоположный. Давайте я вам процитирую то, что там дальше, убрав именно тот кусок, на котором все останавливаются, прочитайте внимательно и вдумайтесь в то, что Довлатов НА САМОМ ДЕЛЕ СКАЗАЛ:
"Разумеется, существует врожденное предрасположение к добру и злу. Более того, есть на свете ангелы и монстры. Святые и злодеи. Но это — редкость. Шекспировский Яго, как воплощение зла, и Мышкин, олицетворяющий добро, — уникальны. Иначе Шекспир не создал бы «Отелло».
В нормальных же случаях, как я убедился, добро и зло — произвольны.
Так что, упаси нас Бог от пространственно-временной ситуации, располагающей ко злу...
Одни и те же люди выказывают равную способность к злодеянию и добродетели. Какого-нибудь рецидивиста я легко мог представить себе героем войны, диссидентом, защитником угнетенных. И наоборот, герои войны с удивительной легкостью растворялись в лагерной массе.
Разумеется, зло не может осуществляться в качестве идейного принципа. Природа добра более тяготеет к широковещательной огласке. Тем не менее в обоих случаях действуют произвольные факторы.
Поэтому меня смешит любая категорическая нравственная установка. Человек добр!.. Человек подл!.. Человек человеку — друг, товарищ и брат... Человек человеку — волк... И так далее.
Человек человеку... как бы это получше выразиться — табула раса. Иначе говоря — все, что угодно. В зависимости от стечения обстоятельств.
Человек способен на все — дурное и хорошее. Мне грустно, что это так.."
Конец цитаты. Еще раз - мы не можем принимать самостоятельные решения. И вы, те, кто сегодня осуждает доносчиков - я уверен, что в тридцатые годы именно вы писали бы доносы и поднимали руки на собраниях, требуя расстрелов. Потому что информационная среда была такая, что всем казалось - именно такое поведение правильно и хорошо сегодня.
Мы принимаем решения в зависимости от нашей информационной среды. Все, что мы можем делать – выбирать свое окружение. Выбирать среду.
И я прямо вижу, как сильно отличаются суждения людей, которые варятся в разных информационных средах. Сразу видно, что если человек поддерживает эвтаназию, считает, что "все не так однозначно с педофилией", "каннибализм допустим в некоторых ситуациях" и вообще топит за социальный дарвинизм - этот человек пришел сюда, скажем так, с фейсбука.
Ну и во обратную сторону, давайте уж оскорблю всех чохом, чтобы никто не ушел не обиженный - если у человека "сталин эффективный менеджер", "геев надо сжигать", "детей и женщин нужно бить" - с человеком тоже, что называется, "все понятно".
Я прекрасно понимаю, что и те и другие формулы людям в головы просто вложили готовыми. От зубов отскакивают. Голова вообще при этом не включается.
И, конечно, дополнительно человеку в голову вкладываются формулировки - "нужно думать своей головой", "нужно никого не слушать". То есть человек шпарит по методичке и при этом уверен, что он очень хорошо все про мир понимает.
Да, все ты понимаешь, умница, вот тебе номерок на рукав, становись вот в эту очередь.
Излучатели шпарят со всех сторон на полную мощность. Пытаться сложить цельную картину, изучая все источники - бесполезно, перегорят предохранители. Пытаться закрыться шапочкой из фольги - не получится.
Выбрать себе другую среду? Сбежать? Поменять окружение? Но не всегда и такой выбор возможен. Скажем, в тридцатые годы люди в охваченной фашизмом Европе не могли выбирать свою среду. Бежать было попросту некуда - повсюду был "цивилизованный мир", который кидал зигу и ходил строем. Вот и сейчас - куда бежать? Некуда.
Нужно просто это учитывать. Понимать про себя, что я - под излучателями, мои суждения сейчас неадекватны. Как пьяный в момент прояснения прячет сам от себя ключи от машины.
И что делать при этом писателю? Писатель - это информационная печень мира. Наша задача - пропустить через себя, переварить весь этот огромный информационный поток. Всю эту отраву, всю эту ложь, алчность, ненависть. Всю боль. Все самопожертвование и героизм.
И создать из всего этого лекарство. Противоядие.
Если этого не делать - тогда зачем вообще жить? Вон, поезжайте в Канаду или Швейцарию, там вам живо сделают эвтаназию и приготовят из вас гамбургер.
Ваш