Парижская драма. СССР, 1984. Режиссер и сценарист Николай Мащенко (по мотивам новеллы Роберта Твохи «Паспорт для свободы»). Актеры: Алёна Бондарчук, Коста Цонев, Гедиминас Гирдвайнис и др. 4,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Намерения режиссера «Парижской драмы» Николая Мащенко вполне понятны: ему хотелось создать фильм, обличающий культ денег.
Здесь всего три героя — американский миллионер, его любовница и некий мелкий служащий, которому тот поручает взять на себя вину за убийство бывшей танцовщицы Алекс Рене...
Казалось бы, вот отличный повод для неординарных характеров. Но, увы, ни Коста Цонев, ни Гедиминас Гирдвайнис не смогли создать по настоящему интересные образы. Многое в их поступках не получило достаточной мотивировки, многое дано лишь намеком...
Дебютантка Елена Бондарчук — актриса, вероятно, способная, однако в «Парижской драме» она запоминается, пожалуй, лишь своими действительно незаурядными внешними данными.
Да и в режиссуре Николая Мащенко нет прежнего напряжения, взрывной конфликтности — события развиваются вяло, в манере не слишком удачных телеспектаклей. Фильм воспринимается как нечто вторичное, ординарное, лишенное эмоционального воздействия.
Александр Федоров, киновед
Паспорт. СССР-Франция, 1990. Режиссер Георгий Данелия. Сценаристы: Георгий Данелия, Реваз Габриадзе, Аркадий Хайт. Актеры: Жерар Дармон, Наталья Гундарева, Олег Янковский, Армен Джигарханян, Евгений Леонов, Мамука Кикалейшвили, Леонид Ярмольник, Нина Тер-Осипян, Игорь Кваша и др.
Жерар Дармон француз. Но в фильме Георгия Данелия «Паспорт» он играет грузина, по иронии судьбы попавшего в Израиль вместо своего брата.
Не знаю, как вы, но я во время сеанса ни на миг не сомневался в грузинском происхождении героя Дармона. Каким чудом Данелия сумел передать французскому актеру пластику, мимику, а главное — грузинский дух, останется, наверное, его творческой тайной.
Но факт есть факт. Несмотря на свое «копродуктивное» происхождение, «Паспорт» вовсе не похож на усредненные модели так называемых «совместных постановок». Быть может, это самая печальная из всех комедий Георгия Данелия.
Впрочем, ничего удивительного в том нет. Наша жизнь буквально с каждым днем дает все меньше поводов для оптимистически здорового смеха. И тут история случайной эмиграции главного героя, хотя и наполненная массой забавных подробностей, изначально пропитана горечью...
Александр Федоров, киновед