Даже идеальная система - это просто очередная система. В плохом смысле этого слова.
Перед нами рай земной, стилизованный под 50-ые. Атмосфера винтажного пин-апа, шик, уют, гармония, музыка на виниле, сервировка стола, как в ресторане.
В закрытом поселении Виктори, выстроенном кругом, с одинаковыми домиками, одинаковыми задними двориками и одинаковыми садиками живут семьи. Тоже одинаковые. В том плане, что все как под копирку. Всё чинно, благородно и максимально фальшиво.
🎬 Не волнуйся, дорогая (2022)
Don’t Worry Darling
Абсолютно все мужчины каждое утро после идеального завтрака, приготовленного супругой, садятся в роскошные автомобили и едут на загадочную работу в загадочный штаб. Где это, что это, и зачем, женам остается только догадываться, поэтому проще гордо именовать работу «миссией».
Жены, оставшись в одиночестве, тоже приступают к работе. Вымыть окна, надраить ванную, вымыть полы, приготовить ужин из пяти блюд, успеть посетить занятия бальными танцами, привести себя в порядок, сделать прическу, и, одев вечерне-коктейльное платье и туфли на каблуке, налить в стакан виски/бренди или что там еще крепкое, и с этим стаканом на пороге ждать мужа. Чтобы, открыв дверь, он первым делом увидел тебя всю такую красивую и заждавшуюся. Страстные поцелуи, глоток алкоголя, стейк, салат, и вот уже тарелки разбиты в порыве страсти, а бобы, с такой любовью приготовленные на гарнир, летят на пол.
И такая дребедень целый день. Каждый день. День сурка, только всем нравится.
Утром жены, едва проснувшись, сразу же начинают говорить, что уже начинают скучать, ведь драгоценный и любимый супруг уходит на работу. Но, как вы помните, тут наступает время идеального завтрака, и нужно максимально эффектно подать яичницу с беконом, кофе и тосты со сливочным маслом.
А потом выбежать к машине с прощальным поцелуем, конечно же, и смотреть вслед веренице уезжающих ретро-авто в неизвестном направлении, а после стирки рубашек мужа непременно приложить их к себе и вдохнуть аромат. Вся жизнь как служение идее чудо-домохозяйки и любимой жены любимого мужа.
Те, кто смотрел фильм «Степфордские жены», сразу узнали знакомый сюжет. А кто все-таки не видел, не рекомендую новую версию с Николь Кидман, только классику 1975 года. Критики, разумеется, сюжет тоже узнали. Оно и не удивительно. Моментами прямо как под копирку. Из еще одной заимствованной идеи не менее известный фильм «Шоу Трумана». И, быть может, даже что-то от «Малхолланд Драйв».
Всё смешалось в доме Облонских, и всё смешалось в фильме Оливии Уайлд.
Поэтому этот компот, заявленный, как психологический триллер, все-таки больше антиутопия с очень широко тиражируемой идеей контроля мужчин над женщинами. И именно режиссерских новаторских «фишек» тут очень мало, к сожалению. Хотя посыл и смысл понятен.
Как и в экранизации романа Айри Левина, женщины (не все конечно), начинают что-то подозревать. Странные запреты порождают недоверие. В идеальном воздухе витает какое-то неидеальное внутреннее сопротивление, которое мужья замечать отказываются. Одним словом, не волнуйся, дорогая.
Главная героиня Элис (Флоренс Пью) очень любит мужа Джека (Гарри Стайлс), но ей в какой-то момент начинают сниться странные сны, днем посещают еще более странные видения, если не сказать кошмары. И Элис начинает собственное расследование, в шоке от собственной дерзости. И муж, и доктор, и руководитель проекта «счастливой жизни» (Крис Пайн), ставят ей палки в колеса, но Элис уже не остановить. Она докапывается до истины, от которой приходит в ужас.
Не хочется раскрывать финал, чтобы не получился спойлер для тех, кто запланирует просмотр, поэтому умолкаю.
Что понравилось в фильме лично мне:
- Флоренс Пью
Хороша и убедительна, придираться не хочется. А как ей идет стиль 50-ых и все эти повязки на голову и платья! Удачный образ, как ни крути.
- Визуально красиво
Я люблю фильмы об этом временном отрезке, даже если это просто стилизация, как в данном случае. Атмосфера передана, картинка яркая и сочная, музыка соответствует. Поэтому тоже в плюс.
- Послевкусие
В течение всего фильма не перестают посещать мысли о том, что ведь кому-то такая идиллия на самом деле важна, нужна, необходима. Что, я на 100% уверена, найдутся женщины и мужчины, которые добровольно обрекут себя на создание такого иллюзорного мира внутри и снаружи семьи, и станут буквально рабами «счастья». Забыть потери мира реального, или уход от нищеты в благополучие, или тот самый элементарный контроль человека над человеком. Газлайтинг, или абьюз, только в красивой упаковке. Дорого и со вкусом.
- Главная мысль
Женщины в этом идеальном мире себе не принадлежат. Им только кажется, что они счастливы, кажется, что истинное их предназначение – быть любимой и обеспеченной. Они не живут. Им это тоже только кажется. И человек, лишенный свободы, пусть даже обеспеченный всеми благами и окруженный вниманием и заботой – всего лишь птица в золотой клетке.
По минусам всё очевидно, я думаю. Я его слепила, из того, что было. При этом то, что было – было определенно хорошо изначально. В этом главная ошибка. Идея и смысл крутые, но если ты берешь отличный материал за базу, привнеси что-то своё, личное, авторское, чтобы не тыкали носом и не сравнивали так откровенно. Потому что «Степфордские жены» - это очень сильно, и запоминается надолго.
Ко всему прочему, фильм явно и неоправданно затянут.