В середине 80-х родители решили ехать в Норильск на заработки. Я поехала с ними. Мне было 18, решила поступить на заочное и параллельно зарабатывать северные деньги и стаж.
Устроилась сторожем в детский сад. Большую часть года смысла в этой должности не было в принципе: здание садика заметало снегом по самые окна, чтобы откопать нужны была лопата и определенная сноровка. А брать в саду было нечего, разве что игрушки, одеяла, детскую мебель: кому оно было надо?
Но я исправно приходила вечером к закрытию, запиралась изнутри и дремала в своей подсобке. К 6 утра надо было отнести к воротам огромные бидоны из-под молока. Я их вытаскивала на улицу и катила по дорожке к воротам. Полные бидоны в сад затаскивали грузчики. Потом приходили воспитатели и отпускали меня.
Один раз у воспитательницы приболел ребенок и она попросила меня подменить ее в группе. Мы с детьми отлично провели время: играли в парикмахера. Дети заплели мне не меньше сотни тоненьких, не очень ровных косичек. Они все были такими бледненькими, худенькими — так сказывалась нехватка солнца и витаминов.
У меня, родившейся и выросшей в Подмосковье, свыкнуться с полярной ночью, жуткими морозами и снеговыми заносами так и не получилось. Особенно тоскливо становилось весной, когда снег становился все грязнее, но зелень все не появлялась и ночами все так же бушевали снегопады. Тундра, и этим все сказано. Деревьев в Норильске почти нет, в условиях вечной мерзлоты приживаются только кустарники. Впрочем, сугробы снега в конце мая и им дают мало шансов.
Из-за жутких метелей, снегопадов и перепадов температур большинство жилых домов в Норильске не имеют балконов. Мы жили в таком доме, которых напоминал какое-то казенное здание. Мама и вовсе называла наш дом тюрьмой, особенно в непогоду.
Уехали мы вовремя, в 88-м, заработав на кооперативную квартиру. Успели до того, как все в одночасье рухнуло. В Норильск назад не тянет. Очень суровые места, жить там настоящее испытание!
Друзья, поставьте лайк, если понравилось! Это поможет каналу развиваться! Спасибо!