Найти в Дзене
Эйдос

Почему психология не может стать педагогикой? (но пытается)

Примеров экспансии психологии в область педагогики предостаточно. Начиная с книг, называющихся "Педагогическая психология", заканчивая нынешними ФГОСами, в которых педагогическая составляющая заменена на психологическую со специфическими УУД и пр. Когда-то подобные вещи уже были названы "извращениями" ...

Между тем, психология - "наука о душе", а единственной наукой о целостном образовании человека является педагогика.

Итак, почему психология не может стать педагогикой? Потому, что у этих наук разный предмет. Единственной комплексной наукой о целостном образовании человека является педагогика (В.В. Краевский).

Об опасности "психологизма" в образовании предупреждал ещё Г.П. Щедровицкий. Ему принадлежат слова: "Нет ничего более вредного для развития научной педагогики, чем убеждение, что именно психология дает необходимое и достаточное научное основание для педагогической работы" (Предисловие к "Педагогика и логика").

Отличие психологического подхода к обучению от педагогического проиллюстрируем на примере двух теорий: В.В. Давыдова и А.В. Хуторского. Эти теории изложены в монографиях:

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения : монография / В.В. Давыдов. – Москва : Интор, 1996. – 544 с.

Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

Сопоставительный анализ двух данных подходов с элементами обсуждения есть в статье:
Чем теория эвристического обучения А.В. Хуторского отличается от теории развивающего обучения В.В. Давыдова? [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2018. – №2. – С.2. Статья размещена в открытом доступе (требуется регистрация): https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37250784

Чем дидактика "психологическая" отличается от дидактики педагогической? Из сравнения теории развивающего обучения В.В. Давыдова и теории эвристического обучения А.В. Хуторского следует основное отличие двух теорий:

В развивающем обучении цель - развитие; в эвристическом обучении цель - самореализация человека, а развитие только средство.

Педагогика - наука об образовании человека
Педагогика - наука об образовании человека