Найти в Дзене
Свободная школа

Травля в классе - сложный разговор. Гл. 27. Уходить или бороться?

Сегодня мне хотелось бы порассуждать. И вот о чём. Я много раз слышала мнение, что ребёнок, который подвергается травле в школе, не должен уходить из своего класса. Если он уйдёт, значит он проиграл, а те, кто его травили - выиграли. Мол, надо победить хулиганов или добиться того, чтобы они сами ушли из класса. Тогда справедливость восторжествует! Я даже слышала такой диалог в одном ток-шоу о травле. Кто-то из зрителей обратился к маме пострадавшего мальчика: "Скажите, ведь ваш сын не будет уходить из класса?" И мама ответила: "Конечно, нет! Правда на нашей стороне, зачем же ему уходить?" То же самое мнение высказала мне директор школы, когда мы с Аней сидели у неё в кабинете. Директор сказала такие слова: "Аня, если ты уйдёшь, что же подумают девочки? Они будут считать, что они победили!" В ответ я объяснила директору, что нам нет никакого дела, что подумают какие-то девочки. Нет девочек - нет проблем! С глаз долой, как говорится, из сердца вон. В конце концов, она директор, и это её

Сегодня мне хотелось бы порассуждать. И вот о чём. Я много раз слышала мнение, что ребёнок, который подвергается травле в школе, не должен уходить из своего класса. Если он уйдёт, значит он проиграл, а те, кто его травили - выиграли. Мол, надо победить хулиганов или добиться того, чтобы они сами ушли из класса. Тогда справедливость восторжествует!

Я даже слышала такой диалог в одном ток-шоу о травле. Кто-то из зрителей обратился к маме пострадавшего мальчика: "Скажите, ведь ваш сын не будет уходить из класса?" И мама ответила: "Конечно, нет! Правда на нашей стороне, зачем же ему уходить?"

То же самое мнение высказала мне директор школы, когда мы с Аней сидели у неё в кабинете. Директор сказала такие слова: "Аня, если ты уйдёшь, что же подумают девочки? Они будут считать, что они победили!" В ответ я объяснила директору, что нам нет никакого дела, что подумают какие-то девочки. Нет девочек - нет проблем! С глаз долой, как говорится, из сердца вон. В конце концов, она директор, и это её задача - воспитывать девочек. А мне на них плевать! Вполне вероятно, что, если мы уйдём, эти девочки начнут травить кого-нибудь другого. Ну работайте, дорогая Роза Ильинична! Вы педагоги, в конце концов, вы за это деньги получаете. А моего ребёнка оставьте в покое! Не нужны нам никакие эксперименты!

Ещё я читала об одной маме, сына которой травили в школе. Эта мама поставила перед собой цель достичь справедливости законным путём. Ребёнок продолжал ходить в школу, где его били одноклассники, а мама фотографировала его синяки и носила фотографии в разные инстанции. Она требовала, чтобы её мальчика защитили. А главное, она поставила перед собой задачу - законно победить буллинг, наказать обидчиков и заставить чиновников работать в этом направлении. Чтобы хоть что-то сдвинулось!

Я понимаю, эта женщина преследовала благородную цель, возможно, она даже повлияла на ситуацию в школах, где всё было шито-крыто. Дело, которым она занималась, очень полезное для людей и для общества в целом. Но вот что мне не понравилось: она делала это ценой страданий своего ребёнка. Я бы очень уважала эту женщину, если бы она делала такой эксперимент на себе. Её бы били, она фотографировала бы свои синяки и снова шла туда, где её будут бить, чтобы обратить на это внимание общества. Это был бы героический поступок. Но почему надо было это делать на ребёнке? Его-то за что мучить? Я считаю, что жестокие эксперименты можно проводить только над собой, но не над кем-то ещё. Иначе мы станем такими же агрессорами. Отправляя ребёнка получать очередную порцию страданий ради принципа, мы станем не лучше тех, кто издевался над ним в школе.

Я считаю, что благополучие ребёнка важнее, чем борьба за справедливость в школе. Если уж ребёнок пришёл с синяками, то да, можно с фотографиями этих синяков куда-то обратиться, посетить разные инстанции. Но специально это делать...

А ведь многие родители действительно борются за то, чтобы их ребёнок остался в "родном" классе, а злых учителей и агрессивных одноклассников с позором выгнали. Мол, обидчики недостойны здесь учиться и работать, а пострадавший ребёнок достоин. Но вот вопрос: зачем ребёнку так нужен именно этот класс? Там что, мёдом намазано? Ведь классов на свете видимо-невидимо! Неужели не найдётся хороший класс, где ребёнку будет комфортно?

Привязанность к своему классу считалось достоинством у людей прошлых поколений. Этому же они пытались научить детей. Мол, школа тебя вырастила, бесплатно выучила, учителя - это вторые мамы и папы, одноклассники - верные друзья на всю жизнь. Как можно уйти из "родного коллектива"? Это же предательство! Конечно, иногда приходится менять школу, но для этого нужна очень веская причина. Переезд, например. А уйти просто так из-за конфликта? Это трусость, слабость. Это поражение! Враги будут радоваться! Бежать с поля боя нельзя, надо учиться постоять за себя! Если ты честный, то тебе нечего бояться! Подумаешь, синяки! Мы ещё и не так дрались в твои годы! Конфликт с учителем? Да как ты мог?! Наверное, ты нагрубил, не слушался, вёл себя плохо...

Вот так говорили нам наши бабушки и дедушки.

А сейчас наконец-то люди стали думать о своём удобстве. И удобстве своих детей. Зачем нужны эти конфликты? Зачем тратить время и что-то доказывать недостойным людям? Людей на свете много. Может лучше найти достойных людей и жить с ними счастливо?

И ещё. Не надо приучать детей лезть к тем, кто их не любит. Зачем оставаться в коллективе, который тебя отталкивает, издевается? Есть много хороших коллективов, да и просто хороших людей, которые будут к тебе прекрасно относиться. И пока ты будешь разбирать конфликты с врагами, ты пропустишь в своей жизни друзей и людей, которые тебя любят.

Продолжение: