Теория бесполезна без практики, равно как и практика без теории. Человек, осваивающий профессию, должен сначала усвоить некую теоретическую базу, а затем осуществить свои знания в деятельности. С этим мало кто может поспорить, а ежели может – милости просим в комментарии.
Довольно давняя практика, когда старшеклассников проводят по тем или иным предприятиям или учебным заведениям среднего профессионального образования и выше. Это помогает примерно распланировать начало своего пути или, по крайней мере, должно помогать. Естественно, специфика профориентации зависит от экономики города, и поскольку малые города мало чем могут похвалиться в этом плане при капитализме, ученикам приходится либо ехать в крупный город в поисках подходящего места, либо оставаться без профориентационной практики, что ничуть не лучше.
Сегодня же мы бы хотели разобрать профориентационный опыт прошлого столетия, причем не для старшеклассников, а для самых что ни на есть юнцов. Так, в Мелитополе в 1930-х годах была построена детская железная дорога (ДЖД). Работа велась быстрыми темпами. Мелитопольские машинисты оказывали шефскую помощь при обучении юных железнодорожников. Рита Ивановна Кель, которая в тридцатые годы работала в парке на детской железнодорожной дороге, вспоминает это время следующими словами:
«Во время строительства детской железной дороги была организована большая работа по учебе будущих юных железнодорожников. Постоянно работали курсы машинистов, ремонтников, проводников, кассиров, дежурных по станции, связистов... Практику юные железнодорожники проходили на Сталинской железной дороге (ныне Приднепровской).
Кроме этого, в городском парке были организованы новые кружки художественной самодеятельности, работа которых планировалась при детской железной дороге. Лучшие ученики школ г. Мелитополя зачислялись в юные железнодорожники детской железной дороги».
Рита Ивановна в 50-е годы после института была направлена на работу на остров Сахалин. Для нее было неожиданной радостью, когда в Южно-Сахалинске она встретилась с бывшим юным железнодорожником Александром Хайновским. В то время он был уже начальником железной дороги Южно-Сахалинска.
На маршруте имелось две станции: имени Павлика Морозова и Пионерская; протяжённость 2,5–3,2 км по периметру парка (тогда он носил имя Кагановича). К открытию дороги в 1937 году нарком Каганович подарил ей паровоз И.32 Коломенского завода дореволюционной постройки. В самом начале Великой Отечественной войны дорога закрылась, позже Мелитополь был оккупирован врагом. Никаких упоминаний о Мелитопольской ДЖД после 1941 года нам найти не удалось. Если у вас найдется какая-либо информация, просим поделиться в комментариях. После войны было не до профориентации, нужно было вытаскивать страну из руин. Возможно, поэтому ДЖД так и не была восстановлена.
По утверждениям очевидцев, ещё в 1980-е годы на месте детской железной дороги можно было найти куски рельсов, выступающие из земли. Кое-что напоминающее о ДЖД осталось и сегодня. Например, уцелел вокзал станции Пионерская, однако от станции имени Павлика Морозова не осталось ничего.
Сегодня на наш взгляд такая практика была бы гораздо перспективнее и интереснее для детей, нежели различные современные мультфильмы с псевдоразвивающими проектами по финансовой грамотности. Как вы думаете, какие подобные проекты есть сегодня?
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429