Продолжая разговор о шедеврах итальянского кино, которое в 70-е годы стало очень космополитичным, нельзя умолчать о потрясающем фильме Лилианы Кавани "Ночной портье". Как и один из наших предыдущих героев, шедевр Бертолуччи "Последнее танго в Париже", "Портье" поднял большой сексуально-культурологический скандал, при этом остался в памяти публики как один из лучших антифашистских фильмов.
Десять фактов о создании и наследии этой картины - прямо сейчас!
ДИСКЛЕЙМЕР: СЕГОДНЯШНИЙ МАТЕРИАЛ - СТРОГО 18+
О чём кино?
1957 год. В венском отеле случайно встречаются бывший нацист Максимилиан (Дирк Богард) и бывшая заключенная концлагеря Лючия (Шарлотта Рэмплинг). Пробудившиеся воспоминания как палача, так и жертвы разжигают между ними странное, противоестественное влечение, которое психоаналитик назвал бы садомазохизмом. Когда эти двое пытаются возродить свои отношения, товарищи нациста, служившие с ним в войсках СС, начинают их преследовать.
1. Создательница "Ночного портье", Лилиана Кавани, к середине 70-х годов была уже опытным режиссёром. Ученица великого и носимого на руках Висконти, она, тем не менее не стояла в первых рядах итальянских кинематографистов. В 1965-м году она снимала для итальянского телевидения фильм в "Женщины в движении Сопротивления", в ходе съёмок которого взяла интервью партизанок, прошедших концлагеря. Тема нацистских лагерей серьёзно заинтересовала Кавани. Началась работа над сценарием, в котором режиссёру помогали другие кинодраматурги - Итало Москати, Барбара Альбери, Амедео Пагани.
Сама Кавани называла "Ночного портье" "своего рода эссе", которое она "делала для себя и очень удивилась его успеху".
2. Готовый сценарий был направлен единственному актёру, которого Кавани видела в роли Максимиллиана, Дирку Богарду. Английский актёр уже прославился ролями в фильмах учителя Кавани, Лукино Висконти, однако присланный сценарий даже не стал открывать, забросив его в долгий ящик - предложений ему тогда хватало. Всё изменил один кинопросмотр. Находясь во Франции, Богард посмотрел по телевизору совместный болгаро-итальянский фильм "Галилео Галилей". В титрах он увидел знакомое имя: "Режиссёр - Лилиана Кавани". "Галилей" был дебютом Кавани в большом кино - он же косвенно предопределил её судьбу в истории кинематографа, так как заставил Богарда снять трубку и позвонить в Италию. Он потребовал некоторых изменений в сценарии и сказал, что будет играть у Кавани.
С исполнительницей главной женской роли постановщик также определилась достаточно быстро: Шарлотта Рэмплинг. Богард, пользуясь тем, что они с британской актрисой уже играли вместе, сам позвонил ей в Лондон и рассказал о "Ночном портье". Затем с ней связалась и сама Кавани. Не думая ни секунды, невзирая на присутствие у неё грудного ребёнка, Рэмплинг немедленно согласилась на роль.
3. Съёмки фильма стартовали в январе 1974 года в Риме. Бюджет у картины был весьма и весьма небольшой, поэтому приходилось постоянно экономить, а заодно - устраивать для съёмочной группы и артистов своего рода проверку на прочность. Отдельные сцены фильма снимались не на студии, а в полуразрушенных бараках, где был только один туалет, а ещё всепроникающая сырость и ужасающая стужа. Рэмплинг, которая прихватила с собой на съёмки своего грудного сына Барнаби,была вынуждена положить ребёнка в обычную плетёную корзинку, которая стояла в соседней комнате. После каждого отснятого дубля мать неслась греть малыша.
Однажды после съёмок очередной сцены было замечено, что вверху кадра завис человеческий волос. Оператор фильма Альфио Контини предлагал переснять сцену, и режиссёр почти согласилась. Однако, решив, что вряд ли зритель обратит на него внимание, сказала: "Нет. Лишней плёнки нет. В этой сцене Шарлотта и Дирк сыграли гениально". Волос этот можно и сейчас разглядеть в фильме (с 50 мин 27 сек до 54 мин 43 сек).
Несмотря на нехватку денег и спартанские условия, съёмочная команда работала с азартом. Дирк Богард вспоминал:
"Какое бы гнетущее впечатление не производил сам материал "Ночного портье", работа над ним сопровождалась атмосферой радужных надежд и сокровенного волнения. Нечто волшебное и необычное рождалось на наших глазах, и мы были сопричастны этому чуду. Это чувство способно вознаградить за все тяготы, а его уникальность не позволяет возгордиться. Слишком оно нечасто возникает"
4. Съёмки были закончены, и продюсер ленты Боб Эдвардс, работавший в Италии, полетел в Калифорнию. Американские кинематографисты были, мягко говоря, в шоке от итальянской страстности. Прагматичные голливудские бонзы увидели в антифашисткой драме - сюрприз! - антисемитские нотки и вообще обозвали работу Кавани мягкой порнушкой.
Зато в Европе картина вызвала настоящий фурор. Во Франции и Италии создателей носили на руках. Во время показа в Париже Лилиане позвонил её друг и сказал, что она сама должна всё увидеть. Она приехала и увидела очередь в кинотеатр. Через несколько дней фильм вышел в Италии, и помощник Кавани сообщил ей: "Здесь очереди ещё хуже, здесь кости ломают". Сама Лилиан не предполагала, что фильм вызовет такой ажиотаж.
5. В конце концов, сдались и Штаты. Движения хиппи и феминисток, а также фурор, который фильм произвёл в Европе, заставили американских дистрибьютеров крепко подумать и, в конце концов, выпустить фильм. Везде в кинотеатрах стояли очереди. В Нью-Йорке, чтобы картина шла лучше, дистрибьютор Лилианы выкупил две страницы в газете "Нью-Йорк Таймс" (критики написали очень негативные материалы, что вызвало интерес). А в Лондоне этот же дистрибьютор сделал премьерный показ для "хороших" критиков (написали как о выдающемся фильме). Приём старый, давно испытанный и, как всегда, рабочий.
Американская цензура также весьма лояльно отнеслась к картине. Очевидно, в надежде, что называется, заработать в прокате как можно больше, возрастное ограничение во всех штатах было не выше 14+, в то время как в самой Италии фильм шёл со строгой пометкой "18+".
6. Феминистки спасли прокат фильма и в Италии. В какой-то момент "Ночной портье" попал под каток государственных цензурных органов. Правительство запретило кино. Общественность, в первую очередь, феминистические сообщества, взбунтовались. Высшему начальству пришлось пойти на уступки. Прокат в родной Италии прошёл на "ура".
7. Несмотря на то, что критики носили фильм на руках, всевозможные крупные премии обошли её стороной. Фильм получил лишь две номинации на итальянской премии "Серебряная лента": за лучшую режиссуру и за лучший сценарий.
Несмотря на это недооценивать влияние "Ночного портье" на мировую культуру не приходится. Образы фильма, в особенности - кожаный прикид героини Рэмплинг - стали культовыми. Сцена, где Лючия танцует топлес перед немецким офицером, вошла в 100 лучших сцен мирового кино. Фильм породил массу подражаний, большей частью в сегменте так называемого эксплуатационного кино. Выход "Ночного портье" привёл к бурному взрыву второсортного жанра "women in prison" (рус. - "женщины в тюрьме"), в котором режиссёры, которым было, мягко говоря, далеко до талантов Лилианы Кавани, соревновались друг с другом в откровенности и шокирующем воздействии на зрителя.
Фильм оказал влияние также и на музыкальную сферу. Так, на дебютном альбоме российской декадентской синтипоп-группы "Оберманекен" появилась песня "Ночной портье". И хотя событийно она не имеет к фильму никакого отношения, сама эмоция, как по мне, схвачена довольно верно.
Творчество "Оберманекена", к слову, я очень уважаю. Советую я вам прикоснуться к их наследию.
Расскажите, смотрели ли вы этот фильм, а если нет, хотите ли посмотреть? Лично я с большим удовольствием смотрю эту работу Лилианы Кавани, и мне было бы очень интересно подискутировать обо всём этом!"
Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..
© Павел Пластинин
#кино #кинематограф #киноискусство #интересныефакты #ретро #классика #италия #оберманекен #киноиндустрия