Ранее я писал о том, что такое психосоматика. Теперь я подробнее расскажу про механизм формирования психосоматических расстройств.
Связь между эмоциональными переживаниями и телесным откликом закладывает нами в самом раннем возрасте. Ребенок приходит в этот мир свободным от всех переживаний кроме разве что одного — он должен что-то есть. А все остальное — это то, чем мы его наделили.
Обращаясь к ребенку по-разному окрашенной речью, сопровождая обращение к нему телесным контактом, приправляя всю ситуацию определенной мимикой, мы формируем сложный комплекс психоэмоционального восприятия того, что ребенок слышит, видит, чувствует на уровне физических переживаний и как это все объединяется в эмоцию.
Естественно, мы принимаем во внимание и те особенности, которые нам дала природа. То есть тот генетический набор качеств и характеристик, которые не зависят от нас. Это особенности темперамента, характерологических черт, нервной системы и связи ее с эндокринной системой (то есть как быстро все это между собой объединяется для того, чтобы сформировать реакцию).
А далее из этого конгломерата, собственно, и складываются особенности реагирования. Когда мы читаем ребенку сказку, мы модулируем голос, требуем от него отклика, показываем ему картинку с требованием обозначить именно эту эмоциональную реакцию и запомнить ее. И в следующий раз спрашиваем: “Как ведет себя мишка? Что сказала Красная Шапочка перед тем, как ее съел Серый Волк?” — тем самым закладывая основы реагирования в прямую и обратную связь.
При этом ребенок взрослеет и кроме того, что мы рассказываем ему, он набирается информации самостоятельно. Он расширяет поле своего восприятия, двигается, получает какие-то физические травмы, сопровождающиеся болью, получает какие-то механические и телесные переживания самостоятельно. Все это позволяет ему настраивать общую схему, тонкий механизм реагирования. Потому что то, что он находит на уровне телесном для себя сам сопровождается соответствующей нервной реакцией и соответствующей выработкой гормонов. И если в этот момент мы накладываем на его физику наши эмоции, мы, собственно, и получаем вот эту самую удивительную связь.
И, казалось бы, все складно и гладко, НО... откуда-то берутся психосоматические расстройства! И вот здесь мы подходим к самому главному. Потому что возникает диссонанс между тем, чему мы ребенка учим и чего от него требуем, и тем, что он в принципе способен нам выдать именно в силу того набора генетического, который он получил от природы.
Если конфронтации между перечисленными системами не возникает, то все в порядке: мы довольны и ребенок счастлив. Но если вдруг, в силу определенных причин, нервная система ребенка говорит ему про одно, его восприятие окружающего говорит о другом, а наше требовательное присутствие говорит о третьем — вот он, тот самый диссонанс, который является прекрасной площадкой для развития психосоматических расстройств.
Исходя из того, что всем нам достается разный генетический набор, разная базовая комплектация, так скажем, нетрудно предположить, что есть те, кто может быть подвержен возникновению психосоматических расстройств больше других. Именно эту тему я планирую осветить в следующей статье.