Периодически сталкиваюсь с тем, что начинающие бизнес-коучи боятся, когда клиенты начинают говорить о семье, детях, разводах. Возникает паника: «Как же так? Мы с ним про работу, карьеру договаривались, а он личную жизнь тащит. Ведь я же его предупреждал! И что делать? Отказать не хочется. Брать в работу страшно — вдруг не справлюсь».
Предлагаю разобраться, что делать в таких ситуациях.
Автор: Татьяна Руссу — член Экспертного совета кафедры «Коучинг» Академии социальных технологий, бизнес-коуч, руководитель Независимого подразделения по сертификации НФПМК, преподаватель в университете Global Coaching и ВШЭ.
Во-первых, понять, что это абсолютно обычный запрос. Разделение на работу и личное достаточно условно. На работе мы продолжаем переживать кризис в отношениях, а сидя в ресторане, нет-нет и вспомним о недоделанных делах.
У меня был клиент в контракте на развитие бизнеса, который на одной из сессий сказал: «Если вы мне сейчас не поможете решить проблемы с женой, весь этот бизнес становится ненужным». Это и про доверие клиента коучу. И про компетенцию видеть клиента как систему и часть большего контекста. Поэтому будьте готовы, что рано или поздно вам придется столкнуться с личной жизнью вашего бизнес-клиента.
Во-вторых, коучей, не имеющих психологического образования, пугает, что им придется зайти на территорию душевных переживаний. Ну и что? В таком случае важна позиция коуча и клиента.
Вспоминаем, чем коучинг отличается от психологии. К психологу клиент приходит в роли «ребенка» — помогите, «почините» меня. И задача психолога — заботливо помочь вырастить внутреннего «взрослого».
В коучинге мы сразу занимаем позицию «взрослый-взрослый». Поэтому, если клиент правильно понимает условия коучингового взаимодействия, он не будет ждать советов и «руки помощи». Он будет искать решение и брать ответственность за свои действия. А если начнет «проваливаться в ребенка», задача коуча — вовремя заметить это и, не выходя из коуч-позиции, спросить, как он хочет двигаться дальше.
Мне приходилось работать с «любовным треугольником», в котором клиент хотел понять свою роль, ответственность, цель, шаги — то есть принять решение, что делать. А вот переживать и искать причины он отправился к семейному психологу. Поэтому задача коуча — помочь клиенту осмыслить ситуацию и, возможно, сформулировать грамотный вопрос для другого специалиста.
В-третьих, коучу очень важно сохранять коуч-позицию и смотреть, что его «триггерит» в подобных ситуациях. Ограничения («Я не работаю с...», «Я/он не сможет...») — это лишь внутренние установки, которые также нужно прорабатывать на коуч-сессиях и супервизиях.
Жестко очерчивая специализацию «флажками», коуч уходит в оценку себя и других. А это противоречит принципам коучинга. Специализация нужна, чтобы облегчить выход на целевую аудиторию. Но профессионализм шире любых ниш и направлений. Поэтому оставайтесь гибкими и соблюдайте профессиональные стандарты.
Если вы не будете пытаться спасать, переживать, волноваться за клиента, а поможете ему разобраться с самим собой, то какая разница, какой запрос — «Хочу наладить отношения с сотрудником» или «Хочу наладить отношения с супругом». Но при этом «держите ушки на макушке» — четко отслеживайте тот момент, когда клиент начнет выходить из позиции проактивного взрослого, или вы как коуч не сможете совладать с вашими внутренними триггерами. Тогда отношения нужно перестраивать.