За последнюю четверть века вышли десятки и сотни стратегий про Вторую Мировую Войну, но лишь единицам удалось выделиться из общей массы. Серия В Тылу Врага – одна из них.
Начав свой путь в 2004 году В Тылу Врага от украинской студии Best Way использовала иной подход к геймплею, чем конкуренты в лице Блицкрига и Противостояния (других популярных игр данной тематики того времени). Вместо масштабных сражений с сотнями юнитов, игра акцентировалась на управлении маленькой группы солдат при поддержке 1-2 единиц бронетехники в условиях интерактивного окружения, что позволило более детально воспроизвести процесс боя.
Представьте себе мультиплеер типичного шутера по Второй Мировой (лучше всего подходит Battlefield 5): у игроков есть оружие и запас патронов к нему, при этом можно подобрать оружие, патроны и гранаты с тела убитого противника. При долгом беге персонаж устает и ему требуется отдых, можно прятаться за укрытиям, можно менять положение тела, приседая или ложась на землю. Разумеется, далеко не каждый выстрел попадает в цель, а у разных видов оружия есть свой показатель урона и радиус эффективной стрельбы. Можно использовать технику, при этом, если в танке находится только один человек, то ему постоянно приходится переключаться между местами водителя и стрелка. Почти любой элемент ландшафта можно уничтожить: немцы засели в доме и оттуда отстреливаются? Не вопрос: танковый снаряд снесет стену, оставив врага без укрытия, да еще и завалив обломками. Да даже упавшее дерево может кого-то ненароком прибить, зато потом станет новым укрытием. Вот только и танк уязвим: орудие можно вывести из строя, гусеницу сбить, от удачного попадания бронебойного снаряда могут сдетонировать боеприпасы, и хорошо еще, если после этого будет что и кому чинить.
Представили? А теперь тоже самое, но в 2004-м году и в рамках стратегии. Инвентарь, разрушаемость всего и вся, возможность занимать подбитую технику и чинить свою – именно это предлагала В Тылу Врага. Бойцы ведут реальную перестрелку, а не просто меряются характеристиками: пуля может скосить соседнего бойца, а не того, в кого целились, разбить стекло или нанести другой урон окружению. Солдаты по приказу меняют положение тела, прячутся за укрытиями, перезаряжают магазины и вообще изображают бурную деятельность. По зрелищности мало какая стратегия того времени может конкурировать с В Тылу Врага. И еще одна фишка игра, позволившая мне сравнить её с шутером: режим прямого управления. Перемещением любого бойца или техники можно управлять стрелочками (ну или WASD, если поменять управление), мышкой целиться и стрелять по врагам, она же позволяет точно бросать гранаты и вести себя так, будто играешь в шутер (экшен, кому как нравится) с видом сверху. Хоть что-то подобное из игр того времени я видел только в Spellforce, но там был больше гибрид стратегии и партийной ролевки, а прямое управление заключалось только в возможности перемещать персонажа через WASD, а не мышью.
Конечно, есть у игры шероховатости. Весьма условный историзм: как в плане миссий, где только немецкая кампания не вызывает особых вопросов, так и в плане универсальности патронов для каждого из типов оружия: автоматные патроны подходят абсолютно всем автоматам, винтовочные – винтовкам и так далее. Своевольность подчиненных: например, боец лежит в кустах, по дороге едет танк, по нашему замыслу боец должен проползти чуть вперед и из засады кинуть противотанковую гранату. Но нет, получив приказ на бросок, он встанет в полный рост, побежит вперед и будет расстрелян из пулемета. А потому лучше подобные действия совершать в режиме прямого управления. Благо у игрока под контролем немного бойцов и он может себе позволить подобную роскошь. Ну и физический движок временами чудит.
Но эти мелочи не помешали успеху игры и разработке продолжения. А издатель 1C под шумок выкатил три самостоятельных дополнения от других разработчиков: В Тылу Врага: Диверсанты 1-3 (это обычное явление, например, самостоятельные дополнения для второго Блицкрига получили отдельную серию Великие Битвы). Я играл только в первых Диверсантов, и они мне запомнились двумя вещами: миссиями из разряда «вот тебе шесть бойцов, пойди и зачисти деревню от роты немцев, а так же про танки их не забудь» и женщиной в отряде, что говорила мужским голосом.
О качестве В Тылу Врага 2 говорит хотя бы то, что она на равных смогла конкурировать с другим стратегическим блокбастером 2006 года на тему Второй Мировой – Company of Heroes от канадской Relic. С одной стороны, изменений в сиквеле немного: улучшенная графика, возможность объединять бойцов в отряды для более простого управления, доработанная система повреждений техники, бойцы научились отпрыгивать от упавшей гранаты. В общем, на первый взгляд мелочи. С другой, игра ощущается совершенно иначе. Количество подконтрольных бойцов в некоторых миссиях исчисляется десятками, врагов – сотнями, почти во всех миссиях есть статисты-союзники, что изображают массированное наступление, ну а нам нужно всячески их в этом поддерживать. Диверсионные миссии есть, но их очень мало, обычно роль игрока сводится к тому, чтобы проскользнуть по улочкам города врагу в тыл и уничтожить артиллерию, танки, пулеметы и все, что сдерживает союзников. Но однообразия не ощущается: игра постоянно подбрасывает новые задачи, расширяет карту, дает простор для маневра и тактики. При том, что солдаты игрока обладают повышенной живучестью (даже упавшая рядом граната вряд ли кого-то убьет), лобовой удар почти всегда закончится гибелью всего подразделения.
Однако повышение масштаба выявило новые недостатки в управлении: одно дело, следить за количеством патронов у трех бойцов, другое – когда этих бойцов больше десятка. А еще некоторые товарищи любят выбрасывать оружие, когда отпрыгивают от упавшей рядом гранаты, а потом забывают его подобрать. Или помните, что я рассказывал про метание гранат? Сюда же добавились гранатометчики. Если у вас в отряде есть боец с базукой, то никогда не давайте ему приказ стрелять из неё (впрочем, он и без приказа растратит впустую весь боезапас) – лучше сделайте это сами в режиме прямого управления. А то он или попробует подбежать к танку вплотную (только кто же ему это даст?), или будет стрелять с максимальной дистанции без особых шансов на попадание.
Кстати, совсем забыл сказать: обе части игры поддерживают кооперативное прохождение, где юниты равномерно распределяются между игроками.
Но все это не слишком портит впечатление от игры. Лично мне масштабная вторая часть нравится больше, чем локальная первая, но тут, конечно, дело вкуса.
В этот раз дополнения для игры делала сама Best Way, что заметно сказалось на их качестве. Братья по Оружию добавили новую кампанию за СССР и чередуют небольшие диверсионные/наступательные операции с масштабными оборонительными. Очень масштабными: союзников на карте теперь редко встретишь, почти все бойцы находятся под управлением игрока, и их количество уже измеряется сотнями (собственно, поэтому миссии и оборонительные: нужно распределить бойцов по окопам, расставить мины, а потом уже брать нужные войска под прямое управление и немного корректировать приоритетные цели). При том, что кампания на голову превосходит миссии из оригинальной игры, проблемы с управлением ощущаются еще сильнее все по тем же причинам. Да, есть способ быстро распихать припасы по карманам всего отряда (8-10 человек), но вот каждому танку и каждой пушке необходимо подвозить все вручную. И стрелять из них – тоже, а потому на высоком уровне сложности приходится ставить скорость игры на минимум и заниматься микроконтролем. В Лисе Пустыни – втором дополнении, с миссиями за Германию и Союзников, масштабность немного снизилась при все еще высоком уровне исполнения. Так же Лис Пустыни дал жизнь десятку интересных модов разной тематики: от американской Войны за Независимость, до современных конфликтов.
Это интересно: Лис Пустыни включал в себя и кампанию Братьев по Оружию и вышел за рубежом под названием Men of War. Последующие игры на том же движке GEM, но уже от других разработчиков, выходили там как часть серии Men of War, но вот в России к серии В Тылу Врага их не стали привязывать. И только Men of War: Assault Squad получил название В Тылу Врага: Штурм. Если кому интересно, то первые В Тылу Врага в STEAM-е зовутся Soldiers: Heroes of World War 2, а вторые – Faces of War.
После Лиса Пустыни Best Way отошли от дел (какие-то игры были в разработке, но так и не вышли) и только сейчас снова пробуют вернуться к своей родной серии, поэтому последующие игры на движке GEM делали другие люди. Но о них я расскажу в следующий раз. До встречи!