Найти в Дзене
Евгений Рудный

Герменевтический подход к пониманию

В диссертации О. А. Долговой ‘Феномен понимания в структуре познавательной деятельности‘ неплохо рассмотрены разные подходы к пониманию в герменевтике, феноменологии, аналитической философии и диалектическом материализме. Отдельно есть описание взглядов на понимание В. В. Розанова и М. М. Бахтина. Могу рекомендовать как введение для размышлений, что такое понимание (за исключением третьей главы, где к решению привлекается синергетика). Ниже я остановлюсь на двух представителях герменевтики: Фридрих Шлейермахер (1768 — 1834) и Вильгельм Дильтей (1833 — 1911).

Герменевтика связана с пониманием текстов. Ее корни возводят к Аврелию Августину:

‘В книге «Христианская наука, или Основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия», написанной в эпоху патристики христианским мыслителем Аврелием Августином и явившейся первым фундаментальным, сводным трудом по герменевтике, впервые в явном виде было дано определение понятию «понимание». По Аврелию Августину, понимание — это «переход от знака к значению».’

Другими словами, требуется понять, что означает тот или иной текст. Перед Шлейермахером в диссертации упоминается Флациус:

‘Позднее в XVI веке в эпоху Реформации Матиас Флациус Иллирийский, теоретический вдохновитель протестантизма, описавший новые принципы герменевтического истолкования, впервые различил понимание и интерпретацию: понимание выступало целью герменевтического искусства, в то время как интерпретация — герменевтическим методом.’

Далее: http://blog.rudnyi.ru/ru/2022/12/germenevtika-i-ponimanie.html