Это вторая картина, которую я описываю, посвященная евангельским сюжетам и опять Николая Ге. Тайная вечеря, то есть вечерняя трапеза Христа с учениками, предшествующая череде событий, обозначенных как "страсти Христовы" - арест, пытки и распятие. Христос предсказывает, что один из его учеников предаст его:
Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. (Ин 13:21)
Ге как всегда мастерски играет светом, деля картину надвое - Христос в окружении учеников и уходящий в ночь словно ангел тьмы Иуда. Его силуэт настолько черен, что едва ли можно разглядеть черты его лица. Еще остается на свету пола его одеяния, но и она скоро скроется во мраке.
Его фигура не исполнена смятения или другого низкого чувства, он выглядит скорее как человек, убежденный в своей правоте и твердый в своем намерении, вот почему в растерянности молодой Иоан и так негодует седой Петр, Иисус же нахмурен и опечален. Вот что сказал сам Николай Ге об этой драматической сцене:
я увидел те сцены, когда Иуда уходит с Тайной Вечери, и происходит полный разрыв между Иудой и Христом. Иуда был хорошим учеником Христа, он один был иудей, другие были из Галилеи. Но он не мог понять Христа, потому что вообще материалисты не понимают идеалистов…
Впрочем, драма разыгралась не только на картине, но и в жизни художника. Самого Ге, хоть и получившего звание профессора исторической живописи, некоторые критики обвинили в излишнем материализме и пошлости. Они хотели чтобы Христос был возвышен, а Иуда, как принято, ничтожен, и ни в какую не принимали новаторский подход Ге.
В чем было несогласие Иуды
Мне, признаться, и самой было очень интересно, что подтолкнуло Ге увидеть Иуду именно таким, не жалким и ничтожным, а скорее не сошедшимся во взглядах с Христом, и я первый раз в жизни открыла Евангелия.
Во времена описываемых событий Иудея является римской провинцией. Верховная религиозная и политическая власть в Иудее принадлежит номинально Синедриону (что-то вроде совета старейшин), но все главные политические решения, принимаются римскими наместниками. В Синедрион, судя по всему, входили иудеи-аристократы, в том числе религиозные служители, первосвященники и фарисеи (члены влиятельной религиозной общины).
Иисус проповедует в Иудее и соседних областях, совершает чудеса: исцеляет больных, возвращает зрение незрячим, воскрешает мертвых,- и все больше людей становятся его последователями, что конечно же не могло не вызывать недовольство у религиозной элиты:
Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. (Ин 11:47-48)
Они как будто бы боялись раскола среди иудеев, часть из которых могла примкнуть к Христу, из-за чего бы возникли внутренние конфликты. Кроме того, на фоне его чудес, первосвященники и фарисеи с их приверженностью обрядам в ущерб заботы о душе выглядели блекло, а этот "самозванец" еще смел их критиковать, называя "лицемерами":
Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. (Мк 7:5-8)
Иными словами, они произносят молитвы и совершают обряды, внешне походя на праведных, но на самом деле совершенно не являясь ими. Почему же Иуда отправился к первосвященникам и фарисеям, чтобы сдать им Христа, если странствовал с ним и видел его чудеса, неужели за 30 серебряных монет?
Что, если снова вспомнить слова Ге: "материалисты не понимаю идеалистов"? Даже апостолы часто просили Иисуса объяснить им суть той или иной притчи. Иуда, который входит в число учеников Христа, видит его чудеса и слушает его проповеди, не может до конца понять его странных речей. Для него понятны простые вещи, о которых говорят священники и фарисеи,- молись, совершай правильные обряды, и будешь угоден Богу, но не понятны "высокие материи" Иисуса.
Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников (Мк 26:7-15)
Это пример противостояния идеалистического и материалистического. Что такого сделала эта женщина, что заслужила одобрение Иисуса, и почему Иуда, следующий за Иисусом везде и всюду, не заслужил его одобрения? Возможно, Иуда чувствовал себя обманутым или разочарованным, желая и не имея возможности угодить Христу, в нем зрело сомнение и недовольство, которое вылилось в предательство.
Покидая вечерю, Иуда одержим разоблачением того, кому он верил и любил, и это чувство застилает ему глаза, развязка, которая за этим последует, хорошо известна Иисусу заранее, ведь он видит людей насквозь, а для Иуды она станет тяжелым ударом.
Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? ... Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Мк 7:18, 20-22)
Лайк, подписка 🙂
Еще о Николае Ге «Что есть истина? Иисус и Пилат»