В протоколе совещания Р. Штайнера с Мольтом и Боосом от 27 января 1919 года есть фраза, в которой Штайнер не отвечает на поставленный перед ним вопрос, а говорит то, что сам находит нужным:
"На деньги, которые у нас еще есть, мы должны прежде всего основать свободные школы, чтобы научить людей тому, что им нужно".
Эти слова упали на плодотворную почву. Эмиль Мольт знал из ежедневного общения с рабочими, как их тревожит будущее детей. Производственный совет табачной фабрики "Вальдорф-Астория" в апреле 1919 года, принял по инициативе Мольта решение: основать школу и просить Штайнера взять на себя руководство ею.
В ближайшие месяцы было получено разрешение министерства, куплено здание для школы и участок земли и приглашены учителя, составившие ядро будущей коллегии.
20 августа 1919 года начался цикл лекций для учителей.
"Никогда больше я не видел доктора Штайнера таким бодрым, таким счастливы", - вспоминал потом Мольт.
Теперь Р. Штайнер мог приступить к практической реализации своих идей в образовании. Призванные им учителя были не только образованными людьми, ученными и художниками - почти все они уже много лет были связаны с антропософией.
Р. Штайнер всеобъемлющим образом говорил о познании человека, о методике преподавания и об учебных планах, а также проводил семинары с новыми учителями. Уже в первый вечер Штайнер наметил основные пути развития.
"Вальдорфская школа не должна быть школой мировоззрения, в которой мы будем набивать головы детям антропософскими догмами... То, что может быть получено в области антропософских исследований, должно быть введено в практику обучения... Мы должны живо интересоваться всем, что сегодня происходит в мире, иначе мы будем плохими учителями. Мы не можем работать только во имя наших задач".
В последующих курсах Штайнер показал, как преподавание может основываться на познании человека, на истинной психологии и на понимании ступеней развития ребенка. Он пытался показать, что содержание обучения не должно рассматриваться само по себе, но всегда как средство воспитания.
Требования, предъявляемые учителям, были очень высоки. Например, Р. Штайнер предложил английский и французский языки преподавать с первого класса. Примером этого еще не было. Учителя должны были учиться самостоятельно и свободно формулировать содержание уроков, работать без опоры на учебники.
Нужно было найти новые формы: для преподавания "эпохами" (когда один предмет преподается в течение трех-четырех недель) и для художественного оформления материала. Кроме того, учительскому коллективу предстояло обрести себя в кропотливом труде коллегиального самоуправления. Хотя Штайнер и был руководителем школы, но он уважал автономию каждого учителя и учительского коллектива в целом. К тому же он часто неделями отсутствовал.
В разговорах с учителями Штайнер развивал новые методики и предлагал новое содержание для работы на уроке. Кроме того, он постоянно корректировал свой подход. Например, когда школа только начинала свою деятельность, он по гигиеническим причинам отказался от домашних заданий. Но когда он заметил, что учителя преподают недостаточно эффективно и экономично, он предложил перейти к "модифицированным домашним заданиям".
"Однако мы не будем заставлять детей исписывать дома целые тетрадки, выполняя задания по арифметике. А кроме того, мы дадим им на дом, в соответствии с индивидуальными склонностями, решение проблем из области истории, искусства и литературы".
Он также следил за тем, чтобы учителя не теряли из виду требования, которое общество предъявляет к выпускникам. Уже на открытии школы он объявил:
"Естественно, что дети, находящиеся на каждой конкретной стадии обучения, должны быть обучены так, чтобы удовлетворять сегодняшним требованиям".
Тут учителей часто подстерегала опасность - потеря контакта с реальностью. Это выяснилось, когда на третьем году работы Вальдорфской школы в нее с проверкой пришел инспектор. Инспектор составил отчет, в котором указал на ряд недостатков. Некоторые учителя были недовольны отчетом и жаловались Р. Штайнеру, что инспектор умолчал об их достижениях. Штайнер ознакомившись с отчетом, заявил:
"Отчет инспектора произвел на меня угнетающее впечатление. Из того, что вы говорили мне, я заключил, что инспектор отнесся к нам неблагожелательно. Но отчет оказался вполне благожелательным! Я должен признать, что все, что там написано показалось мне правильным и необходимым... Все это соответствует действительности - это горькая правда".
Штайнер критиковал учителей за то, что ученикам слишком часто недоступен внутренний смысл урока. Особенно сурово он обрушивался на всякого рода педагогический китч. Он злился, когда при нем говорили о том, что детей надо учить играя.
"Нет ничего хуже, чем заставлять ребенка учиться играя. Если учитель искусственно создает условия, чтобы ребенок учился играя, то в результате дети, став взрослыми, превратят жизнь в потеху".
Он решительно ополчается против против "заигрываний и рассказывания сказок", а также против догмы: "урок должен стать радостью для детей".
"Пусть некоторые вещи не доставляют детям радости - их все равно надо делать. Если учитель решит доставлять детям радость и только радость, то у ребенка никогда не разовьется чувство долга. Это чувство формируется в преодолении. Не учитывая всего этого, воспитывать успешно невозможно. Мы должны, призвав на помощь все наше педагогические искусство, стяжать любовь ребенка - и тогда он будет готов под нашим руководством совершить то. что не принесет ему радости, а доставит неудовольствие или даже легкую боль".
Несмотря на большие экономические трудности Вальдорфская школа достигла больших успехов. Увеличилось количество учащихся, известность школы сильно возросла.
К успеху первую Вальдорфскую школу, работавшую в несравнимо более тяжелых условиях, чем сегодняшние вальдорфские школы, привело убеждение Штайнера в том, что учителями здесь должны быть люди творческие.
"Надо привлекать таланты для пользы дела, а не отталкивать их. Если дела
в Вальдорфской школе идут неплохо, то это благодаря тому, что я сам занимаюсь подбором людей".
Насколько удачно Штайнер подбирал людей, стало особенно ясно после его смерти, когда в последующие десятилетия, многие учителя вальдорфской школы стали изсветны как авторы очень интересных трудов на различные темы.
Дорогие Друзья!
Добро пожаловать на пока маленький остров развития сознания Антропософия. Для того, чтобы нас становилось больше подписывайтесь на канал, оставляйте оценки и комментарии.
p.s. Пусть нас не миллионы, но тысячи!
#антропософия #вальдорфская школа #рудольф штайнер #эзотерика #оккультизм#педагогика