УО (умственная осталось) - ранее использовались синонимы слабоумие, олигофрения. Термин медицинский, отражен в МКБ-11 в подразделе 6A00. Это стационарное состояние психики, то есть болезнь не прогрессирует.
УО градируется по степеням (выраженности) и диагностируется помимо стандартных психиатрических инструментов с помощью IQ-тестов.
Я намеренно сказал про стационарность. Потому что если есть динамика (особенно в худшую сторону), то надо искать другое заболевание, которое просто прячется за УО. Например, фенилкетонурию или гипотиреоз. А нас, коррекционных педагогов и психологов, в первую очередь интересуют нарушения развития. То есть некоторый негативный фактор оказал мощное влияние на мозг, а потом пропал, но последствия остались. Далее специалисты уже пытаются скомпенсировать последствия.
Умственная отсталость является ядром большинства вариаций дизонтогенезов. Очень важно понимать, что любая задержка или отклонение от нормативов больно "бьют" по интеллекту.
Это напоминает бег на длинную дистанцию. Вообразите метафору: если ученик попал (или регулярно попадает) в больницу с тяжелым хроническим заболеванием, то его сверстники тем временем убегают вперед. Наш герой рискует недополучить какой-то важный опыт.
Как заподозрить УО, если у вас нет возможности провести диагностику или вы не специалист? Умственная отсталость как бы "срезает" все показатели вообще, а интеллект является интегративным показателем, итоговым. Страдает и моторика, и внимание, и память, и речь, волевые качества, восприятие, мотивационная сфера, игровые и социальные навыки. С большим трудом даётся работа с абстрактными понятиями и высокими уровнями обобщений.
Аутостимуляция\стим - повторяющиеся действия, осуществляемые с помощью собственного тела или окружающих предметов, нацеленные на получение сенсорных ощущений. Примеры: проведение пальцами перед глазами; проигрывание одной и той же мелодии; вызывание отрыжки; поиск определенных запахов.
Как мне кажется, главный миф, существующий вокруг стимов заключается в том, что таким образом достигается эмоциональная разрядка или самоуспокоение.
Не все то, что происходит после дождя, происходит из-за дождя.
Если в начале была стрессовая ситуация, потом ученик занялся аутостимуляцией, а после успокоился, то возникает вопрос - а где в этой последовательности внезапно возникает целенаправленная саморегуляция??? Проблема-то как раз и заключается в том, что дети с нарушениями в развитии испытывают глобальные сложности с целенаправленностью и саморегуляцией. Это домыслы и интерпретации взрослых наделяют череду событий самым (как кажется) логичным объяснением.
Объяснение не выдерживает проверку даже с помощью простых мысленных экспериментов, которые можно поставить, задавая себе вопросы и придумывая ситуация, в которых можно получить ожидаемый ответ. Что дает (если даёт) нужный эффект: стереотип или аутостимуляция? Есть ли другие факторы, которые оказывают влияние на состояние ученика после стрессовой ситуации? Как понять: успокаивается ли ученик сам по себе (потому что забывает про стресс-ситуацию) или из-за стимов? Как объяснить те случаи, когда ученик стимится при отсутствии стресс-ситуации? Почему частота и сила стимов в перспективе уменьшается при прогрессе в навыках (то есть при умеренных нагрузках), а не от снижения требований?
Аутостимуляция в норме. Маленькие дети склонны "залипать" на ощущения. Поэтому в ходу так называемые "бизиборды". Они дают возможность безопасно занять внимание ребенка на некоторое время. Интерес малышей яркий, стабильный, цикличный. Однако он со временем естественным образом меняется на другой интерес. К тому же ребенка как правило всегда занимает весь объект целиком, а не отдельный аспект. Взрослый достаточно легко может переключить внимание ученика на другой объект. Поиск ощущений всегда связан с исследовательско-поисковым поведением в отношении окружающего мира.
Отличие от стереотипов. В обоих случаях мы сталкиваемся с повторяющимся поведением. Но, аутостимуляции нацелены на извлечение ощущений, а стереотипы ближе по духу к ритуалам и привычкам. Отдельными статьями идут тики и характерные телодвижения, которые совершают ученики с перевозбужденной нервной системой.
Что делать со стимами? Я уже много раз написал и напишу снова: напрямую воздействовать на стимы довольно бессмысленно. Надо поднимать общий уровень развития ученика.
Я как-то раз был на домашнем приёме. Ученица постоянно крутилась рядом, пока взрослые разговаривали, и особым образом сжимала пучок карандашей, чтобы те издавали пощелкивания. Мама прогоняла ребенка в другую комнату, предлагала заняться высокомотивационной деятельностью (мультики), но ребенок постоянно возвращался в нашу комнату. Вывод: ученик хочет пребывать в социуме, но не может\не умеет себя занять, поэтому и стимится с помощью карандашей. Поэтому оставалось только терпеть щелчки карандашами. Это был лучший компромисс.