Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

Pinocchio Гильермо дель Торо (2022): Как можно потерять целого человека

Оглавление

No art form has influenced my life and my work more than animation and no single character in history has had as deep of a personal connection to me as Pinocchio* ©

*“Ни один вид искусства не повлиял на мою жизнь и мою работу больше, чем анимация, и ни один персонаж в истории не имел такой глубокой личной связи со мной, как Пиноккио” (с) Гильермо Дель Торо.

Арт для мультфильма "Пиноккио"
Арт для мультфильма "Пиноккио"

***

Много Пиноккио в 2022 году

Как-то любопытно получилось, в 2022 году и Роберт Земекис выпустил свою версию истории о деревянном мальчике, только мексиканский мастер его обошёл, сделав более звонкую рекламу.

"Пиноккио" Роберта Земекиса
"Пиноккио" Роберта Земекиса

3 декабря в Нью-Йорке в Crosby Hotel состоялся Netflix’s Pinocchio NYC Tastemaker Screening, то есть предварительный просмотр для коллег режиссёра и актёров.

А с 8 по 10 декабря 2022 года в Музее современного искусства в Нью-Йорке (The Museum of Modern Art (MoMA) открылась выставка “Гильермо Дель Торо: Создавая Пиноккио” (Guillermo del Toro Crafting Pinocchio). В ограниченные сроки могли посетить мероприятие те, у кого есть членство MoMA, согласно которому они имеют ранний доступ ко всем мероприятиям до официального открытия, свободное посещение экспозиций, рассылку с информацией о планируемых выставках и программах. В обычном режиме после эксклюзивного проведения выставка будет работать до 15 апреля 2023 года.

Выставка "Гильермо дель Торо: Создавая Пиноккио" организована ещё во время работы над мультикаплиционным фильмом, она посвящена первому полнометражному анимационному фильму Дель Торо, который является инновационным переосмыслением детской истории от Карло Коллоди 1883 года. Дель Торо перенёс действие сказки в Италию фашистской эпохи во время правления Бенито Муссолини. На Guillermo del Toro Crafting Pinocchio у посетителей есть возможность побывать на съёмочной площадке и увидеть, как команда искусных мастеров – дизайнеров и художников-аниматоров из Портленда, Гвадалахары, Альтринчема – совместно работала над реализацией видения Дель Торо. Выставка показывает искусство постановки, реквизит и различные этапы создания кукол; рабочие съёмочные площадки из мультфильма, тесты движения и покадровые видеоинсталляции, которые документируют сложный процесс остановки движения, оживляющий персонажей истории.

Планы Гильермо Дель Торо и Netflix

Вообще в 2022 году у режиссёра Гильермо Дель Торо на Netflix вышли два больших проекта, в рамках заключённого в августе 2020 года контракта, – сериал Cabinet of Curiosities (собрание мрачных историй, которые крутятся вокруг определённого предмета из музея странностей Дель Торо, от разных режиссёров) и Pinocchio (авторский взгляд на классическую историю Карло Коллоди). Следующим проектом мастера возможно будет экранизация истории Франкенштейна, а на главную роль планируется Оскар Айзек (что было бы невероятно классно, это моё личное “ЗА”).

По словам режиссёра, это не будет “дословная” экранизация “Франкенштейна” Мэри Шелли. Он пишет приключенческую историю, в которой участвует это существо, и это не центральная история для создания всего кино. Режиссёр говорит, что судьба Франкенштейна интересует его не меньше, чем Пиноккио. По предварительным данным производство фильма должно начаться в июне 2023 года.

Dr. Frankenstein Movie Eyed at Netflix from Guillermo Del Toro
Гильермо Дель Торо и Оскар Айзек, Netflix’s Pinocchio NYC Tastemaker Screening, 3 декабря 2022
Гильермо Дель Торо и Оскар Айзек, Netflix’s Pinocchio NYC Tastemaker Screening, 3 декабря 2022

Сюжет Pinocchio Гильермо Дель Торо

Мастер по дереву Джепетто и его сын Карло живут в маленьком итальянском городке Алессандрия. Они являются примером дружной любящей семьи, все в городе знают, что они прекрасно ладят. Джепетто делает для городской церкви статую Христа, сын ему помогает. Однажды в конце дня над городом летели военные самолёты на базу, и это было совершенно неожиданно, что они сбросили бомбы – просто избавлялись от балласта. Одна из бомб попала в церковь, куда на минуту вернулся Карло, потому что забыл одну вещь.

С момента гибели жизнь Джепетто изменилась, он перестал работать, есть и стремиться встретить новый день. Он пил и страдал, пока вдруг в сильном подпитии ему не пришла в голову идея выпилить из соснового ствола куклу.

Мои мысли по поводу мультфильма

Гильермо Дель Торо – это большой сказочник, его фильмы возвышенны и полны детской наивности, но это работы ребёнка, который от природы стал мудрым раньше времени. Поэтому, даже если в них чего-то не хватает, это не хочется особо сильно критиковать. Потому что в них есть характер, собственное видение, свои голос и почерк.

Скорее всего потому Пиноккио так мил режиссёру, мальчик из сосны, который ворвался в жизнь, любя всё, что в ней есть, получая от неё тумаки и продолжая учиться и брать от неё новое, учась (по крайней мере стараясь) при этом ценить моменты (через ошибки).

Однозначным плюсом интерпретации Дель Торо является то, что она сохраняет безумный трэш Коллоди (я от сказки не в восторге), но при этом у неё есть какая-то мягкость. Тот же Пиноккио больше поддаётся воздействию и больше открыт к критике со стороны окружающих.

В мультфильме равномерно распределены занятные фразы и метафоры. Например, как Фея наделила деревянную заготовку жизненной силой, чтобы она стала отдушиной для Джепетто, чтобы он больше не ощущал одиночества и видел солнечный свет. Что важно при этом – сам Пиноккио внешне остался одноухим, деревянным мальчиком с дырой на месте сердца. По сути там периодически пытался жить Сверчок, но подвижный деятельный мальчик не позволял ему остаться там до определённого момента. Если вдуматься, то это очень похоже на реальную жизнь. Часто бывает, что своей энергией и задором человек отводит внимание от своих истинных чувств, мало кому приходит в голову заглянуть глубже в него, он ведь и так не сидит на месте.

Пиноккио и Вольпе, который "ловит его на крючок"
Пиноккио и Вольпе, который "ловит его на крючок"

В мультфильме поднимается и тема манипуляции, жизни по указке. Мне очень понравилось, как именно это здесь обыграно. Начинается это со сцены в церкви, когда Пиноккио, не послушав Джепетто, всё же вырывается из дома и появляется в церкви. Все приходят в оцепенение, увидев живую куклу. “Кто дёргает за верёвки?” – интересуется страж порядка в Алессандрии. “А кто дёргает твои?!” – не теряется Пиноккио. Как по мне, так это виртуозная иллюстрация того, как устроена человеческая жизнь. Один говорит правду как она есть, другой делает вид, что ничего не происходит. Но Пиноккио попадает точно в цель, особенно учитывая то, каким идеалам служит городовой Подеста. С ним, кстати, Дель Торо дорисовывает портрет, когда Джепетто, восстанавливая статую Христа, роняет кисть в красной краске на носок ботинка Подесты. Совсем короткий момент в рамках двухчасового мультфильма, но говорит, что вы стоите в чужой крови, господин Подеста.

Сцена с кистью и краской на ботинке
Сцена с кистью и краской на ботинке

Но и здесь тема манипуляции не заканчивается. Пиноккио раскусил “секрет верёвок”, но сам попался в ту же ловушку. Хозяин цирка Вольпе вербует его в труппу, где заставляет выступать. Главная цель – вернуть цирку былую славу и снова получить очень много золотых. И он удерживал деревянного мальчика не верёвками, а обманом, на крючке того, что тот должен отработать несуществующий долг.

Но основе образа Подесты можно порассуждать о теме подчинения/послушания. В мультфильме часто звучит глагол obey (подчиняться, повиноваться, слушаться). Впервые это, конечно, звучит в контексте того, что маленькие мальчики должны слушаться отца, так принято. Но в более широком смысле этот глагол в сюжете имеет значение для описания режима в Италии. Думаю, не просто так режиссёр выбрал историческим этапом один из тех, когда у власти стоял диктатор. Он взял самую заметную фигуру, показал его карикатурно, вычурно, словно показывая к нему отношение. И не только визуализацией, но и тем, что дети со сцены исполнили уничижительную оскорбительную песню в его адрес. Якобы давая понять зрителю, что, когда творятся ужасы, это понимают даже дети. По крайней мере я так поняла. Муссолини в одной из сцен говорит фразу: “Люблю марионеток”, так что, скорее всего, правильно.

Образ Муссолини в мультфильме
Образ Муссолини в мультфильме

Завершая в моём тексте тему подчинения, отмечу, что оригинальная версия тут изменена так, что мальчики не превращаются в осликов, как у Коллоди, но Дель Торо отправляет их военный тренировочный лагерь руками всё того же Подесты, фашистского правительственного чиновника. Там их не превращают в ослов визуально, но делают именно ими, к сожалению. Так что правду не спрячешь, как растущий нос. Кстати, с функциями правды/лжи Гильермо Дель Торо тоже “поиграл”: это как с ядом, главное – правильно выбрать дозировку.

Джепетто и Пиноккио
Джепетто и Пиноккио

Но чаще, чем obey, звучит такое понятие как “бремя” (burden). Пиноккио узнаёт, что потеря человека – это бремя (при этом он не понимает, как можно потерять целого человека, он не имел на тот момент столько опыта, чтобы понимать эти вещи), сам Джепетто в сердцах называет Пиноккио бременем, не имея в виду именно тяжести, он просто неправильно выбирает слово, Смерть объясняет мальчику, что вечная жизнь – это как ни странно тоже бремя, хотя на поверхности лежит, конечно, светлое будущее.

Сводится всё к тому, что бремя – это ещё и быть человеком. Ведь даже будучи им, в какой-то момент можно поймать себя на мысли, что тебя фактически им и не считают. Углубляясь в эту философию, и так тоже можно потерять целого человека, забыв о его человеческих функциях (боль, желания, радости), превращая своим равнодушием в живую марионетку.

Бремя – это основной мотив истории в мультфильме Pinocchio, как тяжело стать человеком, заполнить дыру в сердце и понять, что ценность в жизни именно в её скоротечности.

Интересные факты

  • Это третий проект, где Гильермо дель Торо разворачивает сюжет во время реального политического конфликта. Первые два: "Хребет дьявола" (The Devil's Backbone, во время Гражданской войны в Испании) и "Лабиринта Фавна" (El laberinto del fauno, после войны в Испании). В Pinocchio действие разворачивается в Италии 1930-х годов во времена правления Бенито Муссолини и Национальной фашистской партии.
  • В интервью 2018 года Гильермо дель Торо подтвердил, что его версия Pinocchio больше политически ориентированная картина, чем семейная.
  • Это не первая адаптация "Пиноккио", которая расширяет предысторию Джепетто, добавляя потерю его собственной семьи. Итальянский мини-сериал "Приключения Пиноккио" (The Adventures of Pinocchio) 1972 года сделал Джепетто вдовцом, а Голубую фею – призраком его покойной жены.
  • Работа VFX и для диснеевского "Пиноккио", ремейка анимационного фильма 1940 года от Роберта Земекиса, и для мрачного "Пиноккио" Дель Торо выполняла одна компания – Moving Picture Company.