Найти тему
История моды с Марьяной С.

Перевязь Портоса

Ау, любители романа "Три мушкетёра"! Давайте-ка сегодня тряхнём стариной, и вспомним, как когда-то читали Дюма... А заодно и попытаемся представить себе то, из-за чего Д'Артаньян сразу, с налёта, только-только приехав в Париж, нарвался на дуэль, причём уже вторую. Это перевязь Портоса, конечно же! :)

Кардинал-инфант Фердинанд Австрийский, Антонис ван Дейк, 1634. (с) Из коллекции Прадо
Кардинал-инфант Фердинанд Австрийский, Антонис ван Дейк, 1634. (с) Из коллекции Прадо

"Центром одной из самых оживленных групп был рослый мушкетер с высокомерным лицом и в необычном костюме, привлекавшем к нему общее внимание. На нем был не форменный мундир, ношение которого, впрочем, не считалось обязательным в те времена - времена меньшей свободы, но большей независимости, - а светло-голубой, порядочно выцветший и потертый камзол, поверх которого красовалась роскошная перевязь, шитая золотом и сверкавшая, словно солнечные блики на воде в ясный полдень. Длинный плащ алого бархата изящно спадал с его плеч, только спереди позволяя увидеть ослепительную перевязь, на которой висела огромных размеров шпага".

Ну что ж, могу признаться. В свои восемь или девять, когда я читала роман, я не знала, как выглядит перевязь. То есть по тексту можно было приблизительно понять, что это, но вот как она была расположена - опоясывала ли, или шла наискось через плечо - непонятно! Ну да со временем разобралась.

Джон Беласис, Антонис ван Дейк, 1636. (с) Из частной коллекции.
Джон Беласис, Антонис ван Дейк, 1636. (с) Из частной коллекции.

И знаете, выручил меня... альбом с картинами Антониса ван Дейка! Моё увлечение портретной живописью и историей костюма началось именно с него. И большое спасибо и ему, и другим живописцам первой трети XVII века, которые оставили нам множество изображений распрекрасных кавалеров - в том числе и в полный рост, в том числе и с перевязями!

Конечно, самый простой, да и самый практичный вариант - это, естественно, кожа. Но если хотелось красоты... Впрочем, и кожаная перевязь вполне могла быть роскошной - тиснёной, и с золотом, да - вот как у герцога. Настоящее произведение искусства!

Генрих II де Гиз, Антонис ван Дейк, 1634. (с) из коллекции Национальной галереи искусств
Генрих II де Гиз, Антонис ван Дейк, 1634. (с) из коллекции Национальной галереи искусств

А из ткани тоже немало. И шёлк, и парча, и кружева, словом, всё, что душе угодно. Не практичности, а щегольства ради! Ну и ради парадного портрета, конечно же.

"Увы, как и многое на этом свете, что блестит только снаружи, перевязь Портоса сверкала золотым шитьем лишь спереди, а сзади была из простой буйволовой кожи. Портос, как истый хвастун, не имея возможности приобрести перевязь, целиком шитую золотом, приобрел перевязь, шитую золотом хотя бы лишь спереди. Отсюда и выдуманная простуда, и необходимость плаща..." Ах, Портос!

Слева - портрет адмирала Иоахима Швартенхонта, Николас Элиас, 1627. (с) Из коллекции Рейксмюсеума. Справа - портрет генерала Патрика Рутвена, Георг Гунтер Крейл, 1623. (с) Из коллекции замка Скоклостер
Слева - портрет адмирала Иоахима Швартенхонта, Николас Элиас, 1627. (с) Из коллекции Рейксмюсеума. Справа - портрет генерала Патрика Рутвена, Георг Гунтер Крейл, 1623. (с) Из коллекции замка Скоклостер

А ведь бархатный плащ той эпохи - весьма тяжёлая вещь... У Портоса были все шансы утаить свою хитрость! Но поздно. Д'Артаньян уже запутался в его плаще и вовлечён в историю трёх мушкетёров.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!