Здравствуйте уважаемые читатели моего канала.
Сегодня часто приходится видеть в интернете, по телевизору, пойманных современных браконьеров с мешком рыбы, которая раньше даже за рыбу не считалась. Такое сразу придаётся огласке, осуждается всем обществом.
В начале ХХ – века такой современный браконьер считался бы, наверное, больше неудачником, чем вообще рыбаком и вот почему.
Река Ангара и сейчас одна из лучших рек в Сибири, а в начале ХХ века она изобиловала красной рыбой, как в Сибири издавна называют стерлядь и осетра. Но пришедший масштабный промысел ныне редкой и красно книжной рыбы в начале ХХ века, подорвал её популяцию, да так, что красной рыбы практически не осталось.
Расскажу всего лишь об одном эпизоде в ловле красной рыбы, про осеннюю ловлю на Ангаре.
Общеизвестный факт, что красная рыба к зиме начинает группироваться в зимовальных ямах и всю зиму на этих ямах стоит, в несколько этажей.
Знали это и в те времена, поэтому к 20 сентября ежегодно к таким ямам начинали съезжаться ловцы красной рыбы и торговцы, скупающие рыбу. До этого времени рыбу не тревожили, дав ей спокойно встать на яму. В итоге у ямы накапливалось огромное количество народу и несколько десятков лодок. Собравшись, происходил сход и выбирался старшина, который руководил рыбаками чтобы не допустить свалки, следил за тем, чтобы до рыбалки, шумом не испугали рыбу.
Перед началом рыбалки по утру с каждой прибывшей лодки, ставили в нижнем изголовье зимовальной ямы по три самолова, в полной тишине. После этого в тишине под руководством старшины в верхнем изголовье ямы с каждой лодки ставили по 5-8 самоловов. Таким образом, яма полностью перегораживалась самоловами. Путей отхода у рыбы не оставалось.
Дальше начиналась варварская рыбалка.
Лодки выстраивали в ряд носом к реке, в них садились гребцы, укладывались самоловы, в заранее оговорённом количестве.
По команде старшины все лодки одновременно, пытаясь обогнать друг-друга устремлялись к центру ямы, чтобы первым оказаться в месте наибольшего скопления рыбы.
Оказавшись над ямой, с каждой лодки в реку кидались все имеющиеся связки самоловов, затем лодки устремлялись к берегу, где происходил небольшой отдых. Конечно, возникали споры и различные ситуации, их разрешал старшина.
Затем снова по команде старшины рыбаки отправлялись на проверку самоловов, с которых снималась рыба и вывозилась на берег и так по нескольку раз за день пока не стемнеет. Ночью жгли костры, грелись, гуляли ели пойманную рыбу.
На следующий день по команде старшины все самоловы с рыбой из реки выбирали, и весь этот рыбацкий табор переезжал к следующей яме, опустошив предыдущую и далее кочевал по р. Ангара в пределах, как правило, своей волости, в других были свои рыболовные команды.
К слову сказать, самолов, употреблённый в такой рыбалке действительно очень уловистая снасть, причём вылавливающая самых больших особей в первую очередь.
Вся пойманная рыба поступала в продажу. Только одной стерляди по осени с Ангары сдавалось в среднем больше 66000 пудов, на 200000 рублей минимум, еще тех царских, а это более 1056000 кг, если перевести на современный лад, в рублях нынешних даже не берусь сказать сколько. И это не считая съеденной рыбаками, пораненной, погибшей от самоловов не выловленной рыбы.
После такого побоища, та рыба, что спаслась, покидала яму и видимо назад возвращалось её незначительное количество.
Кое-какие запреты, конечно были, но они сводились больше, к тому чтобы не рыбачили по одиночке, не распугивали рыбу, чтобы рыбалка производилась всеми одновременно.
Так запрещен был лов красной рыбы после Успения (28 августа), чтобы рыбу на ямах никто не тревожил, за это наказывали розгами. Запрещён был выезд на яму, но уже при рыбалке, без команды старшины, установка самоловов больше разрешённого количества, за просмотр чужих самоловов, за рыбалку в ночное время, когда все отдыхали. За это наказывали, как сговаривались перед рыбалкой.
Бывали и такие случаи, что на некоторых ямах рыбакам рыбы не доставалось. После выезда на середину реки и сброса самоловов, они бесследно пропадали, в том числе и установленные выше и ниже ямы. Всё дело в огромных осетрах, которые просто утягивали самоловы за собой и погибали вместе с ними уже за пределами ям. Раньше встречались особи весом более 200 кг и длинной более 2-х метров.