Александрия была культурным и экономическим центром древнего Средиземноморья. Его местоположение и политика его правителей сделали город первым в мире глобальным мегаполисом.
За свою короткую жизнь легендарный завоеватель Александр Македонский основал множество городов, носящих его имя. Однако только один из них достиг славы, достойной его основателя. Александрия в Египте, или просто Александрия, быстро стала одним из самых важных городов древнего мира. Столица могущественной династии Птолемеев, а затем центр римского Египта, Александрия была не только крупным торговым центром. На протяжении веков этот великолепный город являлся центром образования и науки, в котором находилась легендарная Александрийская библиотека.
Его выгодное положение на перекрестке Средиземноморья, долины Нила, Аравии и Азии привлекало людей всех культур и религий, что сделало Александрию первым в мире космополитическим мегаполисом. После возникновения христианства Александрия стала одним из центров новой религии, которая постепенно вытеснила язычество. Вскоре вакуум власти в городе вызвал вспышки насилия. Пораженный стихийными бедствиями и войнами, великий мегаполис начал приходить в упадок, пока не превратился в небольшой средневековый порт...
Александрия: Мечта, ставшая явью
История Александрии начинается с золотой шкатулки- военный трофей, найденный в царском шатре персидского царя Дария III, - в котором Александр Македонский запер своё самое велико сокровище: произведения Гомера.
После завоевания Египта Гомер посетил Александра во сне и рассказал ему об острове в Средиземном море под названием Фарос. Именно здесь, в стране фараонов, Александр заложит фундамент своей новой столицы.
Как и многие подобные истории, рассказ о явлении Гомера, вероятно, всего лишь миф, призванный представить Александра образцовым воином-героем. История основания города, возможно, тоже легенда, но она предвещает его будущее величие. Строителем Александр назначил своего любимого архитектора Динократа. У Динократа кончился мел, и он пометил ячменной мукой будущие дороги, дома и водные каналы нового города.
Это изобилие бесплатной еды привлекло большие стаи морских птиц, которые начали лакомиться проектом города. Многие сочли это ужасным предзнаменованием, но провидцы Александра увидели в необычном пиршестве добрый знак. Александрия, объяснили они правителю, однажды обеспечит продовольствием весь мир. Действительно, столетия спустя большие флоты с зерном, отправляющиеся из Александрии, будут кормить Римскую империю...
Но тогда, в 331 году до нашей эры, Рим был убогим городишком. А вот поселение рядом с небольшой рыбацкой деревушкой Ракотис быстро превращалось в гигантский город. Динократ выделил место для царского дворца Александра, храмов различных греческих и египетских богов, традиционной агоры (рыночной площади и центра общественных собраний) и жилых районов. Динократ предполагал, что мощные стены защитят новый город, а каналы, отведенные от Нила, обеспечат водой растущее население Александрии.
Величественный сухопутный мост Гептастадион соединил узкую полоску суши с островом Фарос, создав две огромные гавани по обе стороны широкой дамбы. В гаванях размещался как торговый флот, так и мощный военно-морской флот, защищавший Александрию с моря.
Интеллектуальный центр: Александрийская библиотека
Александр не дожил до того, чтобы увидеть город. Вскоре после того, как Динократ начал рисовать линии ячменной мукой, полководец отправился в персидский поход, который должен был привести его в Индию.
В течение десятилетия Александр Македонский умер, а его огромная империя распалась.
Один из его военачальников, Птолемей, организовал дерзкую кражу тела Александра, вернув основателя в его любимый город.
Выполняя план Александра, Птолемей I Сотер выбрал Александрию столицей недавно основанного царства.
Тело Александра, заключенное в роскошный саркофаг, стало местом паломничества.
В последующие десятилетия репутация и богатство Александрии продолжали расти. Птолемей был полон решимости превратить свою столицу не только в торговый, но и в интеллектуальный центр, равного которому не будет во всем мире.
Птолемей заложил фундамент Мусейона (“храма муз”), который вскоре стал центром, объединяющим ведущих учителей и ученых.
Крытая мраморная колоннада соединяла Мусейон с соседним величественным зданием - знаменитой Александрийской библиотекой. В последующие столетия её хранителями были такие светила науки и искусства, как Зенодот Эфесский, знаменитый грамматик, и Эратосфен, эрудит, наиболее известный тем, что вычислил окружность Земли.
Великая Александрийская библиотека стала крупнейшим хранилищем знаний в древнем мире. От Евклида и Архимеда до Гиерона, знаменитые ученые собирали и изучали здесь книги, написанные на греческом или переведенные на него с других языков.
Правители эпохи Птолемеев лично участвовали в поддержке Библиотеки и пополнении ее впечатляющей коллекции. Их агенты прочесывали Средиземное море в поисках книг, в то время как портовые власти проверяли каждое прибывающее судно, требуя для копирования любую книгу, найденную на борту.
Коллекция, похоже, росла так быстро, что часть ее пришлось разместить в храме Сераписа, Серапеуме. Ученые все еще обсуждают размер Библиотеки. Оценки варьируются от 400 000 до 700 000 свитков, хранившихся в её залах во время расцвета, во 2 веке до нашей эры.
Перекресток мира
Благодаря своему выгодному расположению Александрии не потребовалось много времени, чтобы стать плавильным котлом различных культур. В то время как Мусейон и Великая библиотека привлекали известных ученых, крупные порты и оживленные рынки города превратились в места встреч купцов и торговцев. С притоком иммигрантов население города резко возросло. Ко 2 веку до н.э. Александрия Египетская превратилась в космополитический мегаполис. Согласно источникам, более 300 000 человек назвали город Александра своим домом.
Одной из первых достопримечательностей, которую мог увидеть иммигрант или приезжий, прибыв в Александрию с моря, был величественный маяк, возвышающийся над гаванью.
Построенный Состратом, известным греческим архитектором, Фарос считался одним из Семи чудес Древнего мира. Это был символ величия Александрии, величественный маяк, подчеркивавший важность и богатство города.
Высадившись в одной из двух гаваней, любой будет ошеломлен величием Царского квартала с его роскошными зданиями. Именно там располагались Мусейон и знаменитая Библиотека. Этот район был частью греческого квартала, также известного как Брухейон.
Александрия являлась многокультурным городом, но его эллинистическое население занимало доминирующее положение. В конце концов, правящая династия Птолемеев была греческой и даже хранила чистоту своей крови благодаря бракам внутри семьи.
Значительное коренное население проживало в египетском районе Ракотис. Египтяне, однако, не считались “гражданами” и не имели тех же прав, что и греки. Однако, если они знали греческий язык, то могли продвинуться в верхние эшелоны общества.
Третьей значительной общиной была еврейская диаспора, крупнейшая в мире. Именно древнееврейские ученые из Александрии завершили греческий перевод Библии, Септуагинты, в 132 году до нашей эры.
Житница империи
Хотя Птолемеи пытались поддерживать порядок, население Александрии было нелегко контролировать, а спорадические вспышки насилия были обычным явлением. Однако главный вызов правлению Птолемеев исходил не изнутри, а извне. Убийство Помпея Великого в Александрийской гавани в 48 году до н.э. привело к тому, что и город, и царство Птолемеев оказались в сфере хищного внимания Рима.
Приход Юлия Цезаря, поддержавшего молодую царицу Клеопатру, положил начало гражданской войне. Оказавшись в ловушке в городе, Цезарь приказал поджечь корабли в гавани. К сожалению, огонь распространился и сжег часть города, включая библиотеку.
Город, однако, вскоре восстановился. С 30 г. до н.э. Александрия Египетская стала главным центром римского Египта, который находился под непосредственным контролем императора. Это был второй по значимости город Империи после Рима, насчитывавший полмиллиона жителей. Именно отсюда зерновые флотилии снабжали столицу империи жизненно важными продуктами питания.
Товары из Азии доставлялись по Нилу в Александрию, что делало ее главным мировым рынком сбыта. Римляне поселились в греческом районе, но эллинистическое население сохранило свою роль в управлении городом.
Помимо своей экономической роли, город оставался выдающимся центром образования, а римские императоры заменили правителей Птолемеев в качестве благотворителей. Александрийская библиотека высоко ценилась римлянами. Император Домициан, например, послал писцов в египетский город с заданием скопировать утерянные книги для римской библиотеки. Адриан тоже проявил большой интерес к городу и его знаменитой библиотеке.
Однако к середине III века ослабление императорской власти привело к ухудшению политической стабильности города. Коренное египетское население превратилось в неспокойную силу, и Александрия утратила свое значение в Египте.
Восстание пальмирской царицы Зенобии и контратака императора Аврелиана в 272 году н.э. разорили Александрию, нанеся ущерб греческому району и уничтожив большую часть Мусейона, а вместе с ним и Александрийскую библиотеку.
Все, что осталось от комплекса, было позже разрушено во время осады императором Диоклетианом в 297 году.
Постепенный спад
В религиозном плане Александрия всегда представляла собой любопытную смесь, где встречались, сталкивались или смешивались восточные и западные религии. Культ Сераписа - один из таких примеров. Эта смесь нескольких египетских и эллинистических божеств была представлена миру Птолемеями и вскоре стала преобладающим культом в Египте.
Во времена Римской империи храмы Сераписа были построены по всей империи. Однако самый важный храм находился в Александрии. Величественный Серапеум не только привлекал паломников со всех сторон Средиземноморья. Он также служил хранилищем книг из Библиотеки: после её уничтожения 272 и 297 годов все уцелевшие свитки были перенесены в Серапеум.
Космополитический характер Александрии был палкой о двух концах. С одной стороны, это обеспечило городу успех. С другой стороны, это создавало большой потенциал для беспорядков, которые иногда могли перерасти в кровавые побоища и погром целых кварталов. Это именно то, что произошло в 391 году нашей эры.
Запрет императора Феодосия I на языческие ритуалы спровоцировал общественное насилие: христиане напали на языческие храмы.
Во время этого конфликта Серапеум был разрушен, что нанесло смертельный удар по последним остаткам некогда знаменитой Александрийской библиотеки.
Еще одной жертвой новой религии стала философ Гипатия, убитая христианской толпой в 415 году. Ее смерть ознаменовала абсолютное господство христиан над городом Александра.
Хотя раздоры между языческими, христианскими и еврейскими общинами Александрии сыграли свою роль в упадке города, существовал элемент, который вообще невозможно было контролировать. За всю свою историю Александрия пострадала от нескольких землетрясений. Но цунами 365 года н.э. и сопровождавшее его землетрясение нанесли серьезный ущерб, от которого Александрия уже никогда не оправится. Цунами, зафиксированное историком Аммианом Марцеллином, навсегда затопило большую часть царского района, а также гавань Александрии. Что еще хуже, затопление соленой водой сделало окружающие сельскохозяйственные угодья бесполезными на долгие годы.
В пятом и шестом веках Александрия потеряла большую часть своей торговли. После падения восточной границы римской империи в начале VII века Александрия ненадолго оказалась под властью Персов. Римляне смогли восстановить свой контроль при императоре Ираклии, но в 641 году город был захвачен исламскими войсками. Имперский флот отбил город в 645 году, но год спустя арабы вернулись, положив конец почти тысячелетию греко-римской Александрии. Если не раньше, то именно тогда были уничтожены последние остатки Александрийской библиотеки.