Галина закрывает глаза – и снова перед ней это поле. Резиновые сапоги самого маленького размера впечатываются в грязь, выдирать их оттуда трудно, но надо идти. До школы полтора километра, она задыхается и хватает сестру за руку: «Подожди, давай не так быстро, устала».
Сестра младше на год, но учатся они в одном классе маленькой деревенской школы. И выглядят ровесницами: у Гали больное сердце, она медленнее развивается физически. Поэтому родители решили: пусть учатся вместе, если что – сестра поддержит.
«Открытый атриовентрикулярный проток» – эти слова мало что говорили первоклашке. Она просто знала: бегать нельзя, прыгать нельзя, а в ежедневное путешествие до школы через поле надо выходить заранее. Никогда не знаешь, где прихватит одышка и придется останавливаться.
Галина не помнит, когда врачи установили у нее эту сложную внутрисердечную аномалию. «Что-то с сердцем» было всегда. Родителям объяснили, что потребуется несколько операций: и закрыть отверстие в межпредсердной перегородке, и сделать пластику обоих сердечных клапанов.
Гале едва исполнилось десять, когда доктора остановили ей сердце в первый раз. От того момента остался только большой шрам и больше никаких воспоминаний. Потом – ежегодные госпитализации в республиканскую больницу в Йошкар-Оле, и каждый раз единственное желание: поскорее вернуться в школу. Галя смеется:
«Самое главное, дали освобождение от физкультуры. Ну как, освобождение. Всем скажут: 20 раз приседайте, а я 10 приседала. Первый раз меня папа в больницу отвез, я плакала сильно. Очень домой и в школу хотелось. Потом привыкла».
Чтобы помочь Гале, перейдите по ссылке.
Младшая сестра, как родители и надеялись, поддерживала. Гале всегда нравилось «с волосами возиться», и первой моделью была сестра. Младшая терпеливо сидела на стуле, пока старшая часами плела ей косы. А потом безропотно подставила голову под ножницы, когда Гале нужно было в колледже сдать зачет.
Несмотря на дикий страх начинающего парикмахера, стрижка получилась отлично. К тому моменту их папы уже не было в живых, и порадоваться за дочерей он не мог: рак легких. Он так и не узнал, что Галя стала очень хорошим мастером по детским стрижкам.
Ее рабочий день выглядит так: она берет мужа, егозу-дочку и едет стричь очередного малыша. Пока муж и трехлетняя Даша гуляют, мама работает. Одышка, сердцебиение, усталость мешают, но выхода нет: надо зарабатывать. Зарплаты мужа, который работает станочником деревообрабатывающего станка, не хватает.
Скоро очередная операция, и Галя надеется, что потом сил прибавится. Пока еще она успевает догонять малышку Дашу, которая с диким хохотом убегает от мамы на прогулках. Но Даша растет и бегает все быстрее, а мамина скорость не увеличивается. Впрочем, Галя не отчаивается и всегда помнит: дочери могло не быть вообще.
«Приехала я беременная в поселок Морки к доктору. Там мне сказали: “Из-за сердца не доносишь, надо прерывать”. Я молча развернулась – и в Йошкар-Олу к другим врачам. Я козерог, то есть упертый человек, он своего добивается. Вообще не думала, что сердце может отказать. Решила, что рожу все равно!»
Городские кардиологи «со скрипом» рожать разрешили, но только через кесарево сечение. И взяли с Гали слово, что после родов она поедет на очередную операцию. Дашенька родилась абсолютно здоровой, без патологий. И в ее три года Галя получила направление в институт Бакулева.
Сейчас ей предстоит пластика трикуспидального клапана. Будут ли еще операции, пока неизвестно, но врачи считают, что в Галином случае лучше поставить зарубежный протез. И возраст, и сложность заболевания, и жизнь в глубинке далеко от кардиоцентров – все говорит в пользу зарубежного аналога. Протез платный, сама операция бесплатная. Галя ждет встречи с хирургами с нетерпением:
«Честно говоря, я не очень хочу операцию, с детства не люблю в больнице лежать. Лучше работать, чем ездить по больницам. Но если уж надо, то хочется все вперед перемотать, пусть сделают уже быстрее, выпишут, и я домой побегу».
В Москву Галя поедет одна, а муж останется с дочкой. Столицу они мечтают показать Даше летом. Если будут деньги, конечно. Пока семья отдыхала только один раз: ездили в Казань на Камское море. Но все у них, конечно, впереди. Даже второй ребенок: Галя мечтает о мальчике. Любой, самый небольшой наш вклад может сделать все эти мечты семьи из республики Марий-Эл реальностью. И Галино сердце застучит ровно.
Чтобы помочь Гале, перейдите по ссылке.