На выходных мы обычно планируем дела на следующую неделю, поэтому предлагаю попробовать новую технику, которая поможет распределить свой ценный ресурс – время.
Матрица Эйзенхауэра — это метод тайм-менеджмента, помогающий расставлять приоритеты: делать важное и не тратить время на ненужное. Стивен Кови упомянул об этом методе в книге «Семь навыков высокоэффективных людей».
Автором идеи распределения дел по такой матрице считают 34-го президента США Дуайта Эйзенхауэра. Он говорил:
«У меня есть два типа проблем: срочные и важные. Срочные не важны, а важные — всегда несрочные»
Я опишу общие критерии, но ваша матрица будет индивидуальна, что «важно и срочно» для одного, для другого просто фоновый шум.
1. Важные и срочные дела:
- дела, невыполнение которых ставит под угрозу достижение цели;
- задачи, которые необходимо решить, чтобы избежать больших затруднений в жизни;
- вопросы здоровья.
Дела из серии: резко заболел зуб, предложили выступить на важной конференции, нужно обработать запрос, прилетевший в пятницу днём, до выходных.
Таких дел не должно быть слишком много, иначе вы будете быстро истощаться, терять контроль над жизнью, не включаясь в долгосрочную перспективу.
Как помочь себе?
- Оставьте в этом секторе как можно меньше дел.
- Если срочные и важные задачи приходят извне, подумайте, как это предотвратить.
- Расписание. Облегчает жизнь наглядное расписание дел, как в школе, вот эта картонка с котиками.
- Итоги. Подводите итоги недели, ощущение выполненного дела поднимает самооценку.
Хвалите себя, мы не высокоэффективные роботы, а просто трудолюбивые человеки.
2. Важные, но несрочные дела
основная деятельность в учебе или на работе; повседневные дела, которые нельзя не делать.
Сюда можно включить задачи, связанные не с решением проблем, а с личным ростом. Например, мечтаете переехать, поэтому периодически учите иностранный язык; ваша задача привести тело в тонус, поэтому два раза в неделю вы ходите в зал или на танцы.
У таких дел может не быть крайних сроков, но они дают ощущение наполненной жизни, поэтому не менее важны.
Таких задач должно быть большинство, т.к. они ориентированы на перспективу. Поверьте, Вы из будущего скажете себе спасибо.
3.Срочные, но не важные дела
отвлекающие факторы
Это наши рутинные задачи, которые не приближают к мечте и целям, но без них сложно функционировать. Для меня это убрать вещи по местам, не срочно, но не хочется жить в пыльном ведьминском логове, поэтому приходится что-то делать.
Многие из таких задач можно делегировать: клининг, доставка продуктов, специальная техника, личный ассистент и др.
4. Несрочные и неважные дела:
не несущие никакой пользы, но возможно самые любимые.
Эти вещи создают баланс между личным временем и стрессовой работой/учебой. Отказываться от них совсем не стоит, так как много ресурсных вещей в этих делах.
Как помочь себе?
- фиксируйте время на такие дела
- следите за тем, чтобы они не переполняли ваши будни.
Приложения для организации времени
Отдых не относится к дела! Он необходимость, то для чего всегда должно быть время.
Рассказывайте в комментариях, как вам методика)
Автор: А.Соколова, психолог