Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Советская авиация на ретро фотографиях. Выпуск 34

Подборка фотографий Советской авиации. Данный выпуск полностью посвящен легендарному многоцелевому самолету Ан-2.

1. Ан-2М СССР-05984 из Целинограда

Ан-2М СССР-05984 Казахская ССР. Фотография © Архив Александра Гусева
Ан-2М СССР-05984 Казахская ССР. Фотография © Архив Александра Гусева
Ан-2М СССР-05984 Казахская ССР. Фотография © Архив Александра Гусева
Ан-2М СССР-05984 Казахская ССР. Фотография © Архив Александра Гусева
Ан-2М СССР-05984 Казахская ССР. Фотография © Архив Александра Гусева
Ан-2М СССР-05984 Казахская ССР. Фотография © Архив Александра Гусева

Модернизированный сельскохозяйственный и транспортный самолет Ан-2М СССР-05984 239-го летного отряда Целиноградского ОАО на территории Казахской ССР. Этот самолет был произведён в 1966 году на Долгопрудненском машиностроительном заводе. С ноября 1966 года Ан-2М СССР-05984 эксплуатировался в Казахском управлении гражданской авиации в Целиноградском авиаотряде. Самолет списали 27 мая 1985 года по износу.

2. Ан-2 на пьедестале во Фрунзенском АТУ ГА

Памятник самолету Ан-2 СССР-25179 на территории Фрунзенского авиационного технического училища. Вероятнее всего самолет прежде чем попасть на постамент успел послужить учебным пособием. До наших дней памятник не дожил.

Ан-2 Киргизская ССР, Фрунзе, ФАТУ ГА, конец 1970-х годов
Ан-2 Киргизская ССР, Фрунзе, ФАТУ ГА, конец 1970-х годов
Ан-2 Киргизская ССР, Фрунзе, ФАТУ ГА, конец 1970-х годов
Ан-2 Киргизская ССР, Фрунзе, ФАТУ ГА, конец 1970-х годов

На самолет нанесен ложный опознавательный знак. Есть ранние фотографии, где на памятнике первые две цифры читаются, как «26». Есть вероятность, что на постаменте был установлен Ан-2Т СССР-26179, который до 1975 года эксплуатировался в Министерстве авиационной промышленности (МАП) на машиностроительном заводе «Кулон» (КБ Сухого).

3. Поломка Ан-2Р СССР-02875

Поломка самолета Ан-2Р СССР-02875 на территории колхоза Ахунбабаева в Узбекской ССР. Инцидент произошел 18 сентября 1983 года. Удивительно то, что самолет был не только восстановлен, но и активно летал пережив лихие 90-е года.

Ан-2Р СССР-02875 Узбекская ССР, к-з Ахунбабаева, 18 сентября 1983 года. Фотография © Архив Александра Гусева
Ан-2Р СССР-02875 Узбекская ССР, к-з Ахунбабаева, 18 сентября 1983 года. Фотография © Архив Александра Гусева
Ан-2Р СССР-02875 Узбекская ССР, к-з Ахунбабаева, 18 сентября 1983 года. Фотография © Архив Александра Гусева
Ан-2Р СССР-02875 Узбекская ССР, к-з Ахунбабаева, 18 сентября 1983 года. Фотография © Архив Александра Гусева
Ан-2Р СССР-02875 Узбекская ССР, к-з Ахунбабаева, 18 сентября 1983 года. Фотография © Архив Александра Гусева
Ан-2Р СССР-02875 Узбекская ССР, к-з Ахунбабаева, 18 сентября 1983 года. Фотография © Архив Александра Гусева
Ан-2Р СССР-02875 Узбекская ССР, к-з Ахунбабаева, 18 сентября 1983 года. Фотография © Архив Александра Гусева
Ан-2Р СССР-02875 Узбекская ССР, к-з Ахунбабаева, 18 сентября 1983 года. Фотография © Архив Александра Гусева

4. Ан-2ТП СССР-09623 в КВЛУ ГА

Ан-2ТП СССР-09623 Кировоград, КВЛУГА, 1978-1982 года
Ан-2ТП СССР-09623 Кировоград, КВЛУГА, 1978-1982 года
Ан-2ТП СССР-09623 Кировоград, КВЛУГА, 1978-1982 года
Ан-2ТП СССР-09623 Кировоград, КВЛУГА, 1978-1982 года

Самолет СССР-09623 Ан-2ТП в Кировоградском высшем летном училище гражданской авиации (КВЛУГА) в 1978-1982 годах. До этого самолет с 1966 года эксплуатировался в Кременчугском лётном училище. В июне 1985 года самолет передали в Уральское управление гражданской авиации во второй Свердловский объединенный авиаотряд. Базировался он на аэродроме Уктус. Списали самолет 15 декабря 1995 года по отработке межремонтного срока службы.

5. На радость детям

Ан-2 Кемеровская область, село Ягуново, 1989 год
Ан-2 Кемеровская область, село Ягуново, 1989 год

Памятник самолету Ан-2 в селе Ягуново Кемеровской области. Фотография сделана в 1989 году. Самолет был установлен на радость детям на вечную стоянку вблизи местной средней общеобразовательной школы. Как видно на фотографии, остекление кабины повреждено, в кабине снег. Удивительно, что перкаль на плоскостях крыльев таинственным образом без повреждений. Самолет до наших дней, естественно, не сохранился...

6. Ан-2Р СССР-09188 в Омске

Ан-2Р СССР-09188 Омск, 1970-е года. Фотография © Эдуард Савин, из фондов ГМИО
Ан-2Р СССР-09188 Омск, 1970-е года. Фотография © Эдуард Савин, из фондов ГМИО

Легендарный легкий многоцелевой самолет Ан-2Р СССР-09188 на перроне Омского аэропорта на рубеже 1970-х годов. На заднем плане видно здание старого аэровокзала, построенного в 1958 году по проекту НИИ «Авиапроект». С 1970 года здание использовалось под аэровокзал аэропорта местных воздушных линий.

Самолет Ан-2Р СССР-09188 был произведен в 1962 году на авиазаводе в Польше. С июля 1962 года эксплуатировался в Казахском ТУ ГВФ в Кокчетавской объединенной авиаэскадрилье. В 1968 году авиаэскадрилья была преобразована в Кокчетавский объединенный авиационный авиаотряд, где наш Ан-2Р СССР-09188 продолжил эксплуатацию в 303 летном отряде до марта 1983 года, пока не был списан по отработке назначенного ресурса.

7. Грустная картина за ангарами в Тушино

Ан-2Т б/н «26 черный» Москва, Тушино, 20 марта 1993 года. Фотография © Дмитрий Комиссаров
Ан-2Т б/н «26 черный» Москва, Тушино, 20 марта 1993 года. Фотография © Дмитрий Комиссаров
Ан-2Т б/н «26 черный» Москва, Тушино, 20 марта 1993 года. Фотография © Дмитрий Комиссаров
Ан-2Т б/н «26 черный» Москва, Тушино, 20 марта 1993 года. Фотография © Дмитрий Комиссаров
Ан-2Т б/н «26 черный» Москва, Тушино, 20 марта 1993 года. Фотография © Дмитрий Комиссаров
Ан-2Т б/н «26 черный» Москва, Тушино, 20 марта 1993 года. Фотография © Дмитрий Комиссаров
Ан-2Т б/н «26 черный» Москва, Тушино, 20 марта 1993 года. Фотография © Дмитрий Комиссаров
Ан-2Т б/н «26 черный» Москва, Тушино, 20 марта 1993 года. Фотография © Дмитрий Комиссаров
Ан-2Т б/н «26 черный» Москва, Тушино, 20 марта 1993 года. Фотография © Дмитрий Комиссаров
Ан-2Т б/н «26 черный» Москва, Тушино, 20 марта 1993 года. Фотография © Дмитрий Комиссаров

Поврежденный в ходе авиационного происшествия в начале марта 1993 года самолет Ан-2Т бортовой номер «26 черный» на аэродроме Тушино. Ниже приведем повествование данных событий от автора фотографий известного историка Дмитрия Комиссарова:

В Центральном аэроклубе ДОСААФ им. В. П. Чкалова (ЦАК) было с десяток Ан-2ТД, служивших для выброски парашютистов. Большинство из них носило стандартную для советских ВВС камуфляжную окраску, но как минимум две машины были покрашены в белый цвет со множеством рекламных надписей, в том числе этот экземпляр – борт 26-чёрный (заводской № 1Г236-01). Рекламная раскраска ПО "Подольскшвеймаш" объяснялась тем, что самолёт участвовал в каком-то дальнем перелёте. Машина была выпущена в 1989 г. (236-я серия – одна из последних серий польской постройки), ей бы летать и летать. И вот, приехав в очередной раз в Тушино 20 марта 1993 г., я обнаружил за ангарами вот такую грустную картину…

Из разговора с местным авиатехником выяснилось следующее. В начале марта (точную дату аварии установить мне не удалось) руководству ЦАК понадобилось перевезти из Тушино куда-то какой-то груз. Подсчитали вес – для одного Ан-2 много, для двух Ан-2 мало, недогруз получается. Тут руководство клуба задушила жаба: два рейса гонять – слишком жирно. Недолго думая, запихали весь груз в один самолёт и решили: авось, обойдётся!

Не обошлось. Перегруженный Ан-2, да ещё со слишком задней центровкой, сразу же после отрыва от земли задрал нос, вышел на запредельный угол атаки и свалился. Спарашютировав, машина плюхнулась на землю так грубо, что шасси сложилось и было повреждено нижнее крыло.

По-видимому, самолёт восстановлению не подлежал. Во всяком случае, машину оттащили трактором к ангарам и там бросили. Списанный самолёт ещё минимум полтора года валялся там, и его постепенно разбирали на запчасти (снимок №5 сделан 9 мая 1994 г.).

8. Тренажер для десанта

Ан-2 б/н «10 желтый», Литовская ССР, Пренай, 242 УЦ ВДВ
Ан-2 б/н «10 желтый», Литовская ССР, Пренай, 242 УЦ ВДВ

Тренажер для тренировки парашютистов на базе самолета Ан-2 на территории 242-го учебного центра ВДВ в городе Пренай, Литовской ССР.

После списания многие самолеты Ан-2 отдавались для переделки в тренажеры для подготовки парашютистов. Списанные самолеты стояли на территории учебных центров ВДВ и аэроклубах ДОСААФ. Некоторые стоят до сих пор и успешно участвуют в учебном процессе...

© Юрий Дорошенко

Продолжение следует…