Разбирала фото из поездки и встретила фото мозаики на фасаде Дома Литераторов.
Ни одной одинаковой частички, ни одного повтора! И все они встроены в гармонию формы, цвета. У каждой абсолютно уникальной частички своё место.
Каждый день погружаясь в жизненные истории доверителей, я могу уже предсказать, что, скорее всего, проблема будет в 3-х моментах:
- или забыли о своей УНИКАЛЬНОСТИ
(в психологии называется диффузия идентичности, и есть блестящий фильм об этом Вуди Аллена "Зелиг", где главный герой мастерски подстраивается под любую внешнюю ситуацию, сливается с другими людьми и не имеет своего лица);
- или забыли, что мы части узора и должны быть СОГЛАСОВАНЫ с другими частичками
(в психологии называется эгоцентризм);
- или не нашли своего МЕСТА в узоре жизни
(в психологии называет этап моратория в поиске идентичности).
Может быть звучит избыточно пафосно, но если человек нашел своё место в жизни, если он встроен в социальные отношения как нужное и важное звено во всей своей уникальности, талантах, то он счастлив.
Нарушения идентичности. Пример
Возьму живой пример, живой рассказ со странички жительницы нашего сайта KgMinus.ru:
"Абсолютно моя подростковая история. Причём настолько сильная, что, кажется, я до сих пор не могу это простить маме.
Боже, сколько у нас было ругани из-за одежды, сколько психологического насилия на меня проливалось - носить это,а не то. Один раз меня даже побили тапочком, но по сравнению с промыванием мозгов на протяжении нескольких лет это сущая ерунда.
Пара историй.
Мне четырнадцать, тётка подарила кофту с сеточкой на груди. Страшная, конечно, но для провинции начала нулевых нормально. С каким я настояла, чтобы одеть её в школу. Все девчонки восхитились, что очень смело. Для меня это было важно, хотя, возможно, и правда неуместно для школы. С другой стороны, тогда мне никто ничего не сказал, а за внешним видом у нас следили.
Мне шестнадцать.
Я напрочь отказываюсь от какой-то купленной мамой белой водолазки.
На что-то меня хватает сказать нет, на что-то не хватает.
Это каждодневная проверка тебя на прочность: а примерь (если уже куплено и лежит на полке), а вот если бы у тебя было, как было бы удобно, а вот у той девочки есть и тебе бы так пошло...
Постоянно надо быть настороже: мама же говорит ТАК убедительно, почему я что-то должна делать так как она хочет."
Я выделю ключевые слова:
На что-то меня хватает сказать нет, на что-то не хватает
надо быть настороже
я должна делать так как она хочет.
Продолжу цитирование:
"Быть настороже - это огромное внутреннее напряжение.
Проще всего сдаться и дать себя психологически изнаси-вать, чтобы хоть ненадолго отпустили.
Мне восемнадцать.
Только-только исполнилось, я на первом курсе. На день рождения (попадает на каникулы и я дома) впервые в жизни иду к подруге делать окрашивание с мелированием. По возвращении домой - крики о том, что ужасно, иди переделывай.
Фразу "моё тело - моё дело" я, к сожалению, тогда ещё не знала.
Меня так или иначе одевали, наверное, лет до тридцати. Не знаю уж сколько в этом всём любви и заботы, наверняка что-то есть. Для меня остался негатив:
1. мне покупали то, что мама хотела себе.
Она вообще не любит своё тело, и это такой вариант присвоения Деятеля - через присвоение чужого тела".
Здесь прерву цитирование, чтобы пояснить фразу автора.
У нас в курсе "7 шагов к стройности" есть термин "Деятель".
Грубо говоря, это способность человека жить самостоятельно, умение решать жизненные задачи, дееспособность. Она возникает через активность Я.
Если родитель живет с запретом на свои желания, как бы не имеет права делать для себя, как он хочет, то он начинает "воровать Деятеля" у близких.
То есть делать для них, как хочет сам для себя, называя это воровство жизни другого человека дивным словом "забота". Возникают ситуации по типу:
- Смотри, как вкусно - съешь!
- Да, я не хочу это есть...
- Почему? Это же очень вкусно! Я же так о тебе ЗАБОТИЛАСЬ... Съешь это немедленно, а то мама расстроится!
Почему мама расстроится? Потому что хотела съесть сама, но "я хочу" у неё запрещено.
Пример коммента с такой ситуацией
Смотрите, как интересно, сразу приведу 2 коммента, один за другим идут.
- Где женщина пишет, что дочь должна слезть с шеи - 201 лайк.
- А где разумный человек пишет, что функция родителей - сделать так, чтобы детям они были не нужны - всего 39 лайков :-)
- Декларация одна - дочь должна слезть с шеи -
- а в реальности человек не умеет, не может, не знает как жить для себя. Себе автор коммента купила не вкусненькое, как хотела для дочери, а молоко и тушенку.
В общем виде можно сказать:
- "Я хочу" в психике таких людей запрещено,
- а вот "заботиться" разрешено. Поэтому нужно найти обманный способ реализовать свои желания через других.
Для этого близких нужно зафиксировать в позиции беспомощности, детскости, не давать взрослеть, отбирать самостоятельность, "сажать себе на шею".
Конечно, про воровство Деятеля написала очень кратко. Подробно объясняю на шаге 1 курса "7 шагов к стройности".
Возвращаюсь к цитированию:
"2. запрет на взросление
- меня одевали почти как куклу, ничего модного, ничего излише вызывающего, яркого, нижнее бельё так вообще самое простое. Первый красивый комплект я купила себе лет в 25, наверное.
Сейчас, когда я обо всём этом думаю, мне очень горько: я жалею, что у меня не было опыта в жизни ношения всякого треша, опыта узнавания себя через внешний вид.
Что я вижу сейчас в себе:
1. Абсолютное непонимание, что я из себя представляю.
Меня нет, как написано в статье.
Когда я выбирала аватарку на личную страницу специально искала фигуру со скрытым капюшоном лицом - такой образ неопределенности. Когда я уже в 30+ пошла на курсы по цветотипам и фасонам, для меня было просто каким-то открытием изучать свою фигуру и лицо по фотографиям.
Когда ты не имеешь никакого представления о себя, это очень странное чувство.
2. Тоже использую перенос на других людей того, что хотела бы сама - как советы (бывало, непрошенные или неуместные) или как подарки (также бывало, которые валялись и пылилсь у друзей). Сейчас стараюсь отслеживать такие вещи и разворачивать на себя, но это уж как получается.
3. Сильное внутреннее сопротивление когда хочу поступить по-своему.
Такая автоматическая мысль, что делать то, что хочется, можно или через большое напряжение или вообще не делать.
Недавно собиралась силами полвечера, чтобы отказаться от участия в конференции, чтобы в итоге услышать: "А, ну ладно".
Конец цитирования.
---
Спасибо автору за его историю и обратите внимание на истоки запретов говорить "Я ХОЧУ", и что без специальной работы с психикой идет повтор действий мамы:
- про себя сказать не могу,
- а другим навязывать своё вполне допустимо.
Автор проводит огромную и очень сложную работу над собой, что не может не вызывать уважения!
Без "Я ХОЧУ" похудеть невозможно,
вот и уходим в самые глубины личности, вроде бы для простенькой задачки "есть поменьше".
Нарушения идентичности возникают,
когда человек принимает ошибочное решение:
- исчезнуть или замолчать,
- то есть убрать себя из физического или социального пространства.
Что, конечно, невозможно, и создает кучу компенсаторных стратегий.
Я разбирала в статьях про свободу и про неблагодарных детей как взрослые блокируют развитие детей, когда ребёнок живет с посылом:
- "ты хороший, в безопасности, если молчишь и выполняешь только то, что я тебе скажу" - нарушение слышимости, инициативы, погружение в чувство вины за себя.
- "ты хороший, в безопасности, когда незаметный" - нарушение видимости, погружение в стыд за себя.
В своем курсе "7 шагов к стройности" подробно разбираю и нарушения, и механизмы компенсаций, и последующие проблемы в нескольких поколениях, когда видимость и слышимость искажены.
Если вам интересно, разберу подробно разницу между стыдом, виной и как часто их путают с ответственностью.
Как получилась наша случайная встреча с искусством
С этого надо было начать :-) Потому что непонятно откуда взялся Дом Литераторов со своей мозаикой ))
Отдыхали рядом с дивным городком Таруса, гуляли вдоль Оки:
И муж со своим неуемным исследовательским характером потащил меня к какому-то забору, потому что там открыта калитка, и надо зайти и все посмотреть!
Я не имею привычки заходить во все открытые калитки ))
Но тут стояли неожиданные и завораживающие штуки. Не знаю, как ещё их назвать, для меня в тот момент это были именно "штуки".
Разные цветовые сочетания, именно когда они даны в точках, как техника в пуантилизме, для меня прям чувственно-интеллектуальное удовольствие! К примеру:
Я "залипаю", не могу насмотреться! Как магия, как волшебство! Как такое возможно, что каждая точка невероятно точно находит свой цвет и своё место?
Ведь малейшая неточность, и вся картина развалится, общее впечатление разрушится и магия исчезнет! Наверное, для меня это воплощения того высшего, что людям дано создавать в искусстве.
Поэтому и на мозаику я "залипла". Почему у этой детальки идеальное место именно здесь? Как возникает это удовольствие гармонии от созерцания? Восхитительное чувство!
Стали обходить дом по кругу и масштаб композиций рос. Целый фасад!
Муж радостно и немножко ехидно мне напомнил, что я не хотела туда идти, а он молодец :-)
Нашли поясняющий текст на двери:
Гармония уникальных элементов в узоре жизни
А где моё место в узоре жизни?
Однажды обсуждали этот момент в переписке с читательницей под статьей о неблагодарных детях:
Автор: Кочеткова Наталья, психолог, консультант по снижению веса и питанию с более чем 20-ти летним опытом, нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.