В начальный период Великой Отечественной войны железнодорожный транспорт СССР оказался в исключительно трудном положении. Из-за временного отступления войск протяженность железных дорог все время сокращалась, к концу 1941 года она снизилась на 42 % по сравнению с довоенным уровнем.
С громадными трудностями была сопряжена работа транспорта по осуществлению эвакуационных перевозок: в короткие сроки в тыл перебазировались целые отрасли промышленности, сотни фабрик и заводов, а также значительное количество транспортных средств, материалов и сырья. Доставка материальных средств войскам по железной дороге шла под беспрерывными бомбёжками. Эксплуатация фронтовых железных дорог осуществлялась линейными железнодорожными подразделениями и созданными в ходе войны военно-эксплуатационными формированиями Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) и железнодорожными эксплуатационными полками.
Для медико-санитарного обслуживания войск развернули изоляционно-пропускные пункты, дезинфекционные отряды, банно-прачечные, банно-дезинфекционные поезда и сеть санитарно-контрольных пунктов. Так, например, за 1944 год было помыто 27,2 миллиона перевозимых в эшелонах и командах бойцов, продезинфицировано 31,6 миллиона комплектов обмундирования. За годы войны военно-продовольственные пункты выдали более 217 миллионов горячих обедов, более 500 миллионов пайков сухих и на котловое довольствие, выпекли 157 миллионов килограмм хлеба.
Органы военных сообщений (ВОСО) на фронтовых и прифронтовых железных дорогах имели в своем подчинении части ПВО воинских поездов, которые сопровождали составы с людьми и наиболее важные транспорты (в 1944 году насчитывалось 10 полков и 14 отдельных дивизионов ПВО по 40 и 20 взводов в каждом из них соответственно). Части ПВО воинских поездов отразили около 6 тысяч атак вражеской авиации, сбили 132 самолёта, истребили 523 и взяли в плен 222 диверсанта.
Общий объём воинских железнодорожных перевозок за годы войны составил 442,2 тысячи поездов. Военно-санитарные поезда перевезли более 5 миллионов раненых и больных. Среднесуточная скорость продвижения эшелонов в мае-июне 1945 года составляла 600 км, снабженческих транспортов - до 450 км.
В целом же за время Великой Отечественной войны доли видов транспорта в перевозках материальных средств по объёму грузооборота составили: железнодорожного - 79,7 %, водного 17,7 %, автомобильного - 2,5 % и воздушного - 0,1 %.
После окончания Великой Отечественной войны органам военных сообщений и работникам транспорта пришлось решать сложные задачи - выполнять значительные по объёму перевозки, связанные с демобилизацией личного состава и возвращением в страну различного рода материальных средств, находящихся за границей. Эта работа была проведена организованно и в установленные сроки.
За исключительную стойкость, инициативу и личную храбрость при выполнении воинских перевозок около 7 тысяч офицеров органов военных сообщений были награждены орденами и медалями Советского Союза [1]. О некоторых из них расскажем в этой статье.
Старший лейтенант Илья Абрамович Абрамович состоял в рядах РККА с августа 1940 года. В период Великой Отечественной войны офицер служил в составе полевых органов ВОСО Юго-Западного и 3-го Украинского фронтов. К 1945 году он занимал должность военного диспетчера 2-го разряда управления военных сообщений 3-го Украинского фронта. На этом месте Илья Абрамович «добился своевременной доставки боеприпасов фронту. Скорость продвижения срочных транспортов довел до 300 км. в сутки».
Также диспетчер «обеспечил своевременную отгрузку транспортов к новому месту дислокации складов». Командование высоко оценило находчивость и инициативу Ильи Абрамовича и 12 июня 1945 года наградило его медалью «За отвагу». Также офицер был отмечен медалями «За взятие Вены» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После окончания войны И. А. Абрамович продолжил службу в Советской Армии, получив звание капитана. К сожалению, в мае 1949 года Илья Абрамович погиб.
Гвардии капитан Павел Иванович Горюнов военную службу начал перед самым началом Великой Отечественной войны – в мае 1941 года. Его участие в боевых действиях началось с августа того же года.
Боевой путь офицера проходил через Сталинград. За участие в героической обороне города на Волге Павел Иванович был отмечен медалью «За оборону Сталинграда». К 1945 году он находился в должности старшего помощника начальника отдела ПВО Управления военных сообщений 3-го Белорусского фронта.
Состоя на службе в отделах ПВО 3-го Белорусского и 3-го Украинского фронтов П. И. Горюнов «своей добросовестной работой обеспечивал постоянную боеготовность и высокую боевую выучку подразделений частей ПВО ж. д. эшелонов, чем способствовал успешной борьбе с вражеской авиацией». 11 июня 1945 года гвардии капитан Горюнов был награждён медалью «За отвагу».
Старший лейтенант Иван Мефодиевич Тучной проходил службу в рядах РККА с 1934 по 1937 годы. В сентябре 1939 года командир вновь встал в строй. В Великой Отечественной войне Иван Мефодиевич участвовал с ее первого дня. За первые два года пребывания на фронте он получил контузию и легкое ранение, был награждён медалью «За оборону Сталинграда».
Занимая должность военного коменданта железнодорожного участка Белгорода 4 августа 1943 года во время вражеского авианалета на станцию Сариевка И. М. Тучной «проявил личную отвагу при растаскивании горящих вагонов от прямого попадания авиабомбы». Раненый офицер лично занимался расцепкой вагонов и их растаскиванием в безопасное место, в результате чего «спас 23 вагона боеприпасов и тола».
28 сентября 1943 года подвиг старшего лейтенанта Тучного был отмечен медалью «За отвагу». Третьей наградой офицера стала медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Иван Мефодиевич Тучной завершил военную службу в 1958 году в звании майора.
Прасковья Петровна Евтушенко в годы Великой Отечественной войны была старшей стрелочницей станции Верхний Баскунчак. Эта станция являлась «наиболее ответственной на прилегающей к Сталинграду линии Рязано-Уральской железной дороги».
Работая в условиях вражеских авианалетов, Прасковья Петровна «мужественно стояла на своем боевом посту и обеспечивала бесперебойное продвижение воинских поездов на фронт, часто участвуя в рассредоточении, выводе со станции и тем самым в спасении оперативных воинских поездов». 30-31 июля 1942 года женщина предотвратила аварию воинского эшелона.
За свой добросовестный труд 2 февраля 1943 года П. П. Евтушенко была награждена медалью «За боевые заслуги».
Никита Москалев
Источники
1. http://militaryarticle.ru/voennaya-mysl/2008-vm/10090-vehi-istorii-sluzhby-voennyh-soobshhenij
2. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 1671.
3. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682527. Д. 22.
4. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 687572. Д. 745.
5. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 1769.
6. ЦАМО. Ф. 243. Оп. 2932. Д. 104.
7. ЦАМО. Шкаф 1. Ящик 27.
8. ЦАМО. Шкаф 345. Ящик 28.