Замечали ли вы, что некоторые образовательные программы настолько смутны и туманны, что складывается впечатление, будто их основная задача – просто иметь какое-то наполнение, чтобы на время занять ученика, но без особых академических ожиданий. Мысль о целях такого обучения или отдельных его частей, если и прослеживается, то бывает запоздалой, и не всегда напрямую связана с итоговыми результатами. Естественно, при таком подходе материал и упражнения подбираются хаотично исходя из темы конкретного урока, но не руководствуясь конечными целями программы.
Такой случайный тематический подход создает сразу несколько проблем, начиная с низкой усвояемости изучаемого материала, и заканчивая плохой вовлеченностью обучающихся, которые не видят связи между содержанием уроков и личными достижениями.
Однако современные исследования и педагогический опыт показывают, что, если мы действительно хотим добиться высокого качества обучения, необходимо начинать с изучения целей, задач и прогнозируемых результатов по итогам курса. Подобная тактика помогает учителям планировать работу, ориентированную на цель обучения, а не на сам процесс. Что естественным образом станет гарантом успеха всего учебного мероприятия.
Интересно, что существует достаточно много методов планирования учебной деятельности, которыми пользуются методисты. Сегодня посмотрим на два, с нашей точки зрения, крайне эффективных.
4с/id
Расшифровывается эта аббревиатура так: 4 components (4 компонента)/ instructional design (педагогический дизайн). Это четырёхкомпонентная и одна из самых современных педагогических моделей на основе проблемно-ориентированного обучения.
В основе модели, авторами которой являются профессора Университета Маастрихта (Нидерланды) Ерое Ван Марриенбоер и Пол Киршнер, лежит проблема современного обучения, когда студентам нужно решать задачи с применением разных пересекающихся навыков. Чтобы научиться решать эти задачи, нужно одновременно эти навыки осваивать. При этом есть понимание, что для достижения результатов недостаточно просто приобрести отдельно умения и отдельно знания, а важно объединить их во взаимосвязанную систему и интегрировать в жизнь (complex learning).
Давайте разберемся подробнее.
Суть метода заключается в том, что учащийся получает комплексное представление об изучаемом предмете, а знания приобретает сразу на практике.
Происходит это благодаря четырём компонентам модели:
1. Учебные задачи.
Проектирование любого обучения начинается с постановки ученику посильной ему задачи. Задача должна быть понятной и по возможности максимально приближенной к реальности. Как пример возьмём поваров, задачей которых будет научиться приготовлению борща.
2. Вспомогательная информация.
Лекции, учебники, статьи и исследования, видео, полезные примеры, то есть основной теоретический материал, который даётся учащемуся в помощь для решения поставленной ранее учебной задачи.
3. Своевременная информация.
Практические пособия, которые необходимы для решения узких специализированных задач. Например, чек-листы, памятки, списки, соответствующие конкретному этапу обучения. Для того же студента, обучающегося поварскому искусству, это будет рецептура борща, а для архивариуса - чек-лист по шарнирному переплету.
4. Частичная практика.
Чтобы решить большую профессиональную задачу, необходимо разбить ее на отдельные умения, многие из которых можно довести до автоматизма. По большому счёту, это будет комплекс специально подобранных упражнений, которые нужно выполнять ежедневно. При этом частичная практика понадобится только в том случае, если основная задача не позволяет сразу же выработать требуемый уровень автоматизма.
Движение по этим четырем компонентом включает в себя десять шагов, которые в итоге приводят нас к достижению конкретных целей обучения:
- Сбор учебных задач.
- Определение критериев оценки.
- Создание последовательности задач.
- Структурирование вспомогательной информации.
- Анализ когнитивных стратегий.
- Анализ ментальных моделей.
- Проектирование современной информации.
- Анализ когнитивных правил.
- Анализ предварительных знаний.
- Разработка частичной практики.
Преимущества метода очевидны. Как минимум, он всегда фокусирует наше внимание на том, что конкретный курс обучения нужен не для общего развития или приятного времяпрепровождения, а для решения конкретных задач и приобретения известных навыков. И кроме того, идеально подходит в случаях, когда мы хотим создать максимально близкий к реальной жизни образовательный опыт.
Обратный дизайн
В своей книге "Understanding by Design", которая была впервые опубликована в 1998 году, Грант Уиггинс и Джей Мактих предложили метод обратного дизайна (Backward Design) - подход к планированию обучения, который подразумевает моделирование учебного курса не с начала, а, как следует из названия, с конца. Другими словами, нужно предварительно определиться, к каким результатам придет ученик по итогам обучения, по каким критериям мы будем оценивать его результаты, и только потом переходить к разработке курса.
Обратный дизайн состоит из трех важнейших этапов:
Шаг 1: Цель.
Определяем, что студенты должны знать и уметь делать к концу учебного цикла.
Шаг 2: Оценка.
Создаем способ проверки для измерения результатов этого обучения.
Шаг 3: Учебная стратегия.
Планируем последовательность и наполнение уроков, которые приведут учащихся к успешному завершению учебного курса.
По сравнение с традиционным планированием разница очевидна и существенна: сначала придумайте проверку знаний, а затем планируйте только те уроки, которые будут способствовать успеху учащихся на этой проверке. При таком обратном отображении образовательного процесса каждый наш промежуточный этап, вплоть до уроков, будет подчинён конечной цели.
По нашему опыту, данная модель проектирования обучающих курсов отлично подходит, если нужно научить чему-то несложному и исключительно прикладному.
Что сделали мы.
……