Венеция может гордиться многими художниками, но даже среди них выделяется Витторе Карпаччо - мастер больших и очень эффектных живописных повествований и восхитительно ярких цветовых сочетаний.
О Витторе Карпаччо сравнительно мало известно, исследователи его творчества затрудняются даже сказать, где именно он родился, одни считают, что в Венеции, другие - что в Истрии. Как бы то ни было, большую часть жизни он прожил в Венеции, которую обожал и часто наполнял ссылками на любимый город свои картины. В произведении "Читающая Богородица" в правом углу можно увидеть очень знакомые для тех, кто бывал в Венеции, очертания.
Этого художника долгое время считали второстепенным мастером Возрождения, но все изменила большая ретроспектива его работ в Венеции в 1963 году. В те дни повар одного из итальянских ресторанов придумал блюдо, состоящее из сырой очень тонко нарезанной говядины и назвал его в честь художника. Поэтому вы, вероятно, уже не раз пробовали этого "венецианца" на вкус.
Карьера художника Карпаччо началась с серии картин для скуолы ди Сант Орсоло. Что такое скуола? Так в Италии называли особые общества, своего рода благотворительные организации, которые собирали добровольные взносы со своих членов и помогали нуждающимся. Скуолы порой заказывали картины известным и не очень художникам, и в 1490 году повезло Карпаччо. Он получил большой заказ на серию из девяти картин на сюжеты из жизни святой Урсулы. Уже в этих ранних работах проявился колористический дар художника, умение сочетать яркие оттенки и составлять из них сложные цветовые гармонии. Работа над этой серией заняла у него более пяти лет.
Еще один цикл картин был посвящен Богородице: рассказ о Деве Марии состоял из шести произведений, созданных для Скуола дельи Альбанези. Важная особенность творчества Карпаччо в том, что он представляет сюжет очень подробно и детально, он как будто намерен сообщить зрителю своих картин все нюансы происходящих событий. Картины этого мастера насыщены разнообразными деталями, их очень интересно разглядывать шаг за шагом, изучая все аспекты замысла художника. Карпаччо поэтому и любил делать серии картин, так у него появлялась возможность все обстоятельно рассказать.
Помимо святой Урсулы и Девы Марии художник писал картины о святых Иерониме, Георгии, Августине и многих других. Особенно примечателен и наполнен подробностями цикл об Иерониме. Взгляните на картину ниже: здесь изображена знаменитая история о том, как в монастырь, где жил Иероним, пришел лев с раненой лапой. Монахи испуганно разбежались и только Иероним сумел помочь страдающему животному. Сюжет описан в знаменитой "Золотой легенде" Иакова Ворагинского - книге, из которой многие художники черпали истории для картин.
Картина наполнена движением, с появлением льва тихая жизнь монастыря закрутилась словно вихрь и только святой Иероним пребывает в спокойствии, пытаясь убедить других монахов не бояться. Верхнюю половину картины занимает живописное изображение построек монастыря, с арками, балконами, росписями на стенах. Это одна из моих любимых картин.
Кровавая битва святого Георгия с драконом происходит на фоне идиллического пейзажа, тут и откусанные конечности и красоты природы. Для Карпаччо и других художников эпохи Возрождения дракон мог служить символом дьявола, а героический убийца драконов Святой Георгий олицетворял благородные христианские ценности.
Но какие сочетания красок! Не зря венецианцы считались прирожденными мастерами цвета - Карпаччо истинный представитель этого города.
А еще Витторе Карпаччо был одним из немногих художников Ренессанса, кто обращался к бытовому жанру, взять хотя бы его картину "Две венецианки" (о ней я как-нибудь расскажу отдельно). Мы видим двух знатных дам, отдыхающих на балконе. Кстати, английский теоретик искусства Джон Рескин называл это произведение прекраснейшей картиной в мире. Тут можно спорить, но в ней точно есть какая-то загадка... впрочем, так, наверное, можно сказать обо всех великих произведениях искусства.
На этом, пожалуй, закончим рассказ о Карпаччо. А вам нравится этот художник?