Пожалуй нет более эффективного метода и одновременно простого метода для развития бизнеса, решения проблем и создания новых продуктов чем мозговая атака. Про этот метод слышал каждый человек, а представители креативного используют его в своей работе наряду с другими приемами и инструментами.
Попробую описать этот самый сильный творческий метод используя матричный формат 3х3. Это позволит вам сравнить разные методы друг с другом и лучше понять то, как их можно комбинировать и сочетать.
Творческих методов мириады, а мозговая атака у нас одна, не смотря на преклонный возраст, а история говорит, что прошло более 75-ти лет, с момента ее изобретения. МА по прежнему востребована, не смотря на то, что многие современные творческие методы пытаются ее прятать за фасадом своих брендированных названий, например "дизайн-мышления" или "сraft". А потому обратимся к матричному стандарту описания метода:
1. Мозговая атака (МА) в классическом ее варианте 60-х годов:
Существует несколько десятков вариантов ее проведения, от свернутой (пример игры "Что? Где? Когда?", где шесть человек и одна минута на размышление), обратной (когда задача формулируется с точностью до-наоборот), двойная МА (когда количество участников доходит до 40 человек и допускается обсуждение идей).
Наиболее близки к МА являются такие методы, как "Метод номинальной группы" (где поиск идет не в ширь, а в глубь) или "Метод поиска ассоциаций" (где сначала идет больше исследование/сканирование коллективного сознания, а уже после поиск прорывных идей).
2. Назначение и сфера применения МА:
Во-первых, МА полезна для анализа и проработки направлений для исследования проблемной ситуации;
Во-вторых, МА незаменима для генерации идей и альтернативных решений, для последующей их оценки и реализации;
В-третьих МА это инструмент креативного класса для решения самых разных творческих задач, вплоть до создания нового.
Но вот МА имеет ряд ограничений, например она не поможет достичь согласия, принять решение или помочь в его реализации. Также МА не заменит системного анализа, не даст объективной картины ситуации или прогноза ее развития.
3. Физический принцип:
Разделение и разнесение по времени и в пространстве/в участниках двух режимов мышления, которые несовместимы друг с другом. Это свободный полет мыслей, фантазии и творчества - с одной стороны, и анализ, оценка, осмысление и реализация - с другой стороны. По сути, как у поэта: "В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань". Но эти два процесса выстраиваются последовательно друг за другом, иногда с частичной или полной сменой участников.
А теперь представьте, силу метода "Шесть Шляп" от ДеБоно, когда разделил мышление на шесть разных режимов.
Для справки в Гипермышлении 22 режима.
4. Постановка задачи:
Как... Что... Почему... Зачем...
- Заполнение Брифа 3-4 страницы (для понимания контекста, целей заинтересованных сторон и решаемой в МА проблемы)
- Обычно в итоге формулировка в одно предложение 7-9 слов, как правило это или вопрос, или противоречие.
- В ходе МА задача может меняться по ситуации.
5. Процесс применения:
Как правило это два основных этапа и множество мелких моментов, которые определяют качество процесса и результата:
А. Постановка задачи - устно одним предложением или бриф 3-4 стр.
Б. Формирование группы - отбор 5-9 человек, максимальное разнообразие и минимальная иерархия, нормирование, обучение и разминки;
В. Разогрев группы перед штурмом - обычно это упражнение "ТЛЕН" на ассоциативное мышление;
Г. Первый этап: "Генерация идей" 20-30 минут (учимся работать по правилам, выбрасываем все идеи и уходим в прорыв);
Д. Инкубация идей (от 1 день - до 1 неделя);
Е. Второй этап: "Анализ и оценка идей" 3-4 дня (доработка идей, классификация и отбор самых-самых, доработка реализации);
Ж. Подготовка и презентация результатов заказчику.
6. Формат результата на выходе:
как правило это 3-4 сильные и не тривиальные идеи. По своей сути сумасшедшие, но проработанные на предмет реализации (есть расчет времени и бюджета). Если заказчик хочет, но боится реализовывать ваши решения, значит Мозговая Атака удалась!
7. Требования к участникам и ведущему:
Участники первого этапа 5-7-9 человек - генераторы идей, отбор по способности находить применение предмету (например: пластиковому стаканчику, мягкому мячику или статуэтке);
Участники второго этапа 3-5 человек - аналитики, которые должны просчитывать пути реализации идей, их можно отобрать упражнением, которое просит что-либо объяснить (например: Почему от дома до метро идти пять минут, а от метро до дома десять? или Почему мячик в палатке на первом этаже стоит тысячу рублей, а точно такой-же но на третьем в магазине всего лишь сто р.?)
Ведущий должен обладать способностью генерировать идеи в условиях кризиса - это качество, которое говорит о том, что человек справится со всем многообразием задач, которые решает ведущий МА (от постановки задач, до презентации и сдачи результатов).
8. Факторы успеха в применении:
Идеи вызывают недоумение "Как так?", "А что так можно было?". Идеи вызывают страх, и часто находятся за пределами понятий "добра" и "зла".
Важным фактором является соблюдение правил, регламента, процедур. Очень важно чтобы участники атаки были свежи, энергичны, а аналитики были погружены в контекст задачи.
9. Оценка эффекта и результата:
Для меня результативность измеряется: промежуточная - в количестве идей после первого этапа (250-300 идей). Наличием десятка идей WOW, о которых по какой-то причине, никто не догадался!
Результат оценивается по готовности заказчика платить сверх установленной цены, желанием получить эксклюзивные права (насколько это возможно по ГК) и актом о неразглашении идей.
Но высшим пилотажем считается момент, когда через месяц-год после сдачи результатов мы видим в новостях или в социальных сетях обсуждение идей, которые мы сгенерировали, проработали и оформили.
__________
ИП/2022/12/10
p.s.