В Советском Союзе авиастроению уделялось большое внимание, а военному особенно.
В годы «холодной войны» это называлось гонкой вооружений, в которой соревновались две самые мощные державы в мире – СССР и США.
Те самолеты, которые пошли в серию, известны всем. Но были такие проекты в Советском Союзе, которые даже сейчас смотрятся новаторски.
Однако все они были заморожены по разным причинам. В основном это случалось из дороговизны или из-за того, что считалось – нет необходимости в подобном вооружении.
А-57
Роберт Людвигович Бартини, хоть и был итальянцем по происхождению, но работал авиаконструктором в СССР, и многие его признавали гением в этом деле.
Некоторые его проекты поражают своими необычными решениями задачи создания военной летной техники. Например, сверхзвуковая летающая лодка А-57.
Бомбардировщик не просто был амфибией, он входил в целую систему – самолет-носитель, снаряд РСС, который был управляемым и реактивным.
Крепился снаряд на самолет-носитель. Интересно, что взлетать он мог с любой поверхности – не только с грунта, но и с воды, и заснеженной земли.
Могла к самолету-носителю крепиться и термоядерная бомба в 3 тысячи килограмм.
Если самолету нужна была дозаправка, он садился на водную поверхность вблизи кораблей, и получал от них топливо.
Создал свой проект Бартини в 1955 году, но его не приняли. Государственная комиссия его внимательно изучила, и вывод был неутешительным – задачу по созданию такой системы выполнить невозможно.
Тогда конструктор обратился к Королеву, и с его помощью проект смог продвинуться. Но вскоре вышло постановление правительства – все работы прекратить.
Скорее всего на это решение повлиял Хрущев, так как был против развития подобных проектов, и считал, что будущее за баллистическими ракетами, которые смогут доставлять ядерные боезаряды.
ВВА-14
Бартини на этом не успокоился, и взялся за создание противолодочного комплекса.
ВВА-14 состоял из поисково-прицельной системы, которой он дал название «Буревестник», системы, которая позволяла заправлять аппарат с водной поверхности, оружия противолодочного действия и самого самолета.
Предполагалось, что комплекс будет способен удаляться от места базирования на полторы тысячи километров, для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника.
Этот проект даже начали воплощать в жизнь, изготовили один образец и приступили к испытаниям. ВВА-14 мог находиться в море при пятибальном волнении, а посадка и взлет у него были вертикальными.
Изготавливали самолет в Таганроге, а перед испытаниями его замаскировали под гражданский, нанеся аэрофлотовскую раскраску.
Испытания проходили в 1972 году, но после этого решили, что тех противолодочных самолетов, что уже стояли на вооружении, будет достаточно, и лишние затраты стране ни к чему.
«Экип»
Дисковидный экранолет разрабатывал авиаконструктор Лев Щукин. Назывался проект «Экип», что расшифровывалось, как экология и прогресс.
Машина была похожа на летающую тарелку, работы над нею начались в 1980-м году.
Считалось, что в летательный аппарат такой формы войдет большее количество груза, а пассажирам будет намного удобнее.
Кроме того, этой машине не нужен был аэропорт – вместо шасси у нее была воздушная подушка. Топливом для двигателя мог служить не только керосин, но и водород и даже топливо из продуктов, получающихся в результате нефтепереработки, на основе воды.
Отказались от проекта в связи с развалом СССР, и трудностями у авиационного завода в Саратове, где проводились работы.
Правда, в 2000-е годы почти удалось договориться о совместной работе над «Экипом» с американцами, но сотрудничество так и не состоялось.