Книгу не читал (теперь обязательно почитаю). И от фильма ничего не ждал. Хотя знаю, что у Иванова отличные исторические романы. Удовольствия от просмотра получил массу: хороший исторический эпос, слегка приправленный мистикой и фэнтези, хорошая постановка, отличная игра актеров (видно, что играли, как в последний раз). Пока что лучшая за последнее десятилетие отечественная попытка снять нечто масштабное на историческом материале.
Сюжет завязан на противостоянии Московского княжества и уральской пармы, населенной язычниками в середине 15-го века. При этом авторы изначально на стороне главного героя и его войска, а не за "московию".
В центре конфликта цивилизаций — судьба русского князя Михаила, который полюбил юную Тичерть, ведьму-ламию, способную принимать облик рыси. Страсть к язычнице и верность запретной любви, поход на вогулов, кровопролитные сражения и недолгий мир, битва между Московией и Пармой, — герою выпадут испытания, в которых расстаться с жизнью не так страшно, как совершить предательство.
Плюсы:
Всё по делу. Приличный сценарий и нормальные диалоги. Интересно следить за сюжетом.
Декорации, костюмы, природа, картинка симпатичная.
Никаких мужчин в трико, негров и прочих. Никто на ряженых не похож, персонажи выглядят аутентично.
Как боевик фильм тоже хорош. Сражения поставлены классно.
Как своеобразная любовная мелодрама фильм понравится и дамам: что-то на манер "Великолепного века".
Минусы:
Про какую-то историчность и достоверность говорить не приходится. Но, это может и к лучшему. Потому что, в городах пару раз гибнут вообще все. Откуда население так быстро восстанавливается?
В речь бубнящих и шепчущих актеров приходится вслушиваться. Часть разговоров заглушается музыкой.
***
Теперь про посыл. Не смотря на легкость понимания происходящего, суть и смыслы фильма допускают различные трактования. Занимательно, что посмотревшие приходят относительно друг друга к абсолютно противоположным выводам.
Не знаю, как умудрились, но получилось "и вашим и нашим". И приверженец "Московии" и, топящий за автономии, житель далёкой провинции найдут в фильме доводы в сторону своих взглядов.
По финалу: симпатии авторов явно на стороне князя Михаила, но исторически сложилось иначе. Царь и говорит Михаилу, что его вина лишь в том, что живут они в одно время: час удельных княжеств прошел.
Про современность основного посыла думать сложно. В "Сердце пармы" говорится, что Россия - как бы превыше добра и зла, сила в единстве народа. И ради единства Россия перемелет в свой "котел народов" любую самобытность.
Также всё очень неоднозначно с вопросами веры и РПЦ.
В общем, вопросов и идей по мере просмотра возникает масса. Предлагаем обсудить всё это дело в комментариях.