…с культурной точки зрения.
Сегодня прошел The Game Awards, «Игру года» взяла Elden Ring, как и лучший геймдзайн, лучший артдизайн и лучшую РПГ. И в данной статье мы бы хотели акцентировать, помимо всего перечисленного, еще и культурную сторону игры.
Мы уже много говорили здесь об Elden Ring: разбирали дизайн катакомб, врагов и боссов – Цербера Древа погребения, нефритовых гоблинов, поющих крылатых дам, а также строили теории о том, что побеждать босса три раза подряд – это по русскому фольклору.
Игра невероятно культурно разнообразна и, главное, она способна все это разнообразие гармонично соединять в рамках дизайна локаций и персонажей, что не возникает никакого диссонанса и чувства неправдоподобности. В Elden Ring можно столкнуться и с восточной культурой - при взгляде на того же Годрика Сторукого сразу возникает ассоциация с индийскими многорукими богами; со скандинавской культурой, о которой говорят, пожалуй, в каждом разборе игры; со славянской культурой – поющие девы и боссы змеи; и, конечно же, с европейской культурой.
Отличным примером обращения художников игры к европейской религиозной традиции – это враг Abductor Virgins или Iron Virgin. Перед нами огромная в несколько раз превышающая человеческий рост металлическая статуя женщины, которая прижимает к груди маленького младенца. Верхнюю часть статуи обвивают змеи, стискивающие талию женщины. С плеч свисает пара длинных узорчатых "рук”, к которым посредством цепей крепятся два варианта оружия - маятниковые лезвия или дисковые пилы.
Нижняя часть статуи, имитирующая юбку, на самом деле является дверями, которые распахиваются, когда мы подходим слишком близко, из камеры, заполненной красным туманом, вырываются змеи, и пытаются захватить игрока. Если игрок попадает в ловушку, то дверцы за ним закрываются, а полоска здоровья начинает стремительно убавляться. Стоит металлическая женщина на красиво украшенной подставке с четырьмя ножками.
Прообразом данного врага является очень интересный и редкий в христианском искусстве тип средневековой скульптуры с подвижными частями, называемый Vierge Ouvrante (Открывающаяся Дева). Внешняя сторона скульптуры всегда изображает Деву Марию, держащую на руках своего сына – Иисуса Христа.
Главная особенность данного типа скульптуры состоит в том, что все тело Девы Марии по центру может открываться, неизменной остается только голова и плечи. Внутри каждая статуэтка могла содержать разные росписи на створках и скульптурные сюжеты, от Троицы с восседающим на престоле Богом-Отцом, распятым Христом и Святым Духом в виде ангела, до эпизодов из жизни Христа.
Эти редкие произведения искусства, найденные в основном в Германии, Испании и Франции и созданные в период между 13 и 16 веками, использовались в качестве религиозных предметов в частных святынях или церквях. Большую часть года они выглядели как обычные статуэтки Богородицы из дерева и слоновой кости, но на определенные религиозные праздники в честь Марии или Троицы они открывались.
Как мы видим, уникальность данного типа скульптуры в полной мере передана в дизайне Abductor Virgins, даже в названии используется слово «дева», что является прямой отсылкой к образу Девы Марии. В игре сохранена конструктивная особенность Vierge Ouvrante, то бишь открывающиеся дверцы, только вот наполненность внутреннего пространства скульптур различается, в игре там явно ничего святого не осталось… Внешняя сторона игровой скульптуры также полностью соответствует прообразу – Дева с ребенком на руках, голова которой украшена царской короной, по форме схожей с кокошником.
Elden Ring и все игры FromSoftware являются образцовыми примерами художественной работы по адаптации культурных референсов под реалии лора и сеттинга игры. Каждый враг, босс, локация в игре имеют корни в разных культурах и эпохах, и работа художников заключалась в том, чтобы не просто бездумно похватать всего отовсюду, а методично выявить ту культурную основу, которая будет либо отражать смысл конкретной локации лучше всего, либо гармонично подходить под образ врага или босса, создавая таким образом уникальный фромовский дизайн. И за прекрасно выполненную работу художникам игры хвала, уважение и звание лучшего «Арт-дизайна» ну и, конечно, «Игры года».
Автор: Ирина Шедько – искусствовед, автор канала Паттерн Игрока.