Страниц: 200
Оценка: 6/10
Первое издание: 2021 г.
Увлекательность: 6/10
Прописанность героев: 6/10
Сюжет: 6/10
Глубина: 5/10
Эмоции: 5/10
Идея: 9/10
Содержание:
Андрей Рубанов, «Аз Иванов. Выход в деньги»
Сергей Шаргунов, «Двадцать два»
Герман Садулаев, «Место, где сбываются мечты»
Эдуард Веркин, «Смена»
Александр Иличевский, «Сосны у медвежьей реки»
Александр Соловьёв, «Человек будущего»
Александр Пелевин, «Планета жирных котов»
Алексей Сальников, «Кадрили»
Дмитрий Захаров, «Сучий потрох»
Ксения Букша, «Устав...»
Вадим Панов, «Реликт»
Алиса Ганиева, «Министерство благополучия»
Денис Драгунский, «Яхта из чистого золота»
Увидела я на ЛитРесе этот сборник, разглядела Сальникова в авторах и поняла, что мне очень надо. Вы же знаете, как я люблю (практически боготворю) этого писателя. Тема меня не совсем привлекла — не хочется читать грустное, когда тебе грустно — но в то же время я знала, что в формате коротких рассказов сложно написать что-то действительно тягостное.
Так и вышло. Не получается развернуться в рамках такого краткого жанра. Большинство рассказов оставило после себя недоумённые вопросы, а не чувство удовлетворения. Однако начать я хочу с позитивного — тех рассказов, которые мне понравились.
Эдуард Веркин, «Смена»
Очень забавный рассказ, поставивший всё с ног на голову. Я не могу рассказать, о чём он, потому что так разрушу вам всё впечатление, читатель должен догадаться сам. Но могу сказать, что история вышла интересной, фактурной и хорошо прописанной.
Александр Пелевин, «Планета жирных котов»
Писатель в рассказе довёл всё до шикарного градуса абсурда. Невозможно не хихикать, пока читаешь. Я вам приведу кусочек:
– Кто там?
– Господин Шляпман? – раздался из-за двери приглушённый голос.
– Да.
– Доброе утро. Это доставка пиццы. – После этих слов снаружи послышались тихие и сдавленные смешки.
– Но я не заказывал пиццу, – недоверчиво ответил господин Шляпман.
– Хм. А у нас тут написано, что заказывали. Вот. Шляпман Венедикт Эдуардович, улица Испепеляющей Ненависти, дом 2145.
– Да, меня действительно так зовут. Но я не заказывал пиццу.
– Не может быть. Вы уверены? – Голос за дверью, казалось, зазвучал расстроенно.
– Точно. Никакой пиццы.
За дверью воцарилось молчание. Кажется, там тихо перешёптывались. Затем голос вновь зазвучал:
– На самом деле вы правы. Тут нет никакой пиццы. Я сантехник. У вас протекают трубы.
– У меня не протекают трубы. – Господин Шляпман начинал сердиться.
– Нет, протекают, – настойчиво возразил голос.
– Не протекают.
– Протекают.
Алиса Ганиева, «Министерство благополучия»
Этот рассказ уже более серьёзный. В нём писательница нарисовала мир, похожий на описанный в серии «Нырок» «Чёрного Зеркала»: с индексом благополучия, рейтингом и жизнью напоказ. Только в основном за рейтингом следят не сограждане, а государство. Людям регулярно приходят задачи: сфотографировать латте и написать текст про доброе утро, поучаствовать в субботнике или высунуться из окна и помахать снимающему видео дрону.
А остальные рассказы мне не очень понравились. Им либо не хватило места, чтобы раскрыться, либо они не совсем захватили тему. Например, «Аз Иванов. Выход в деньги» Андрея Рубанова не совсем вписывается в формат антиутопии, так как опосредованно рассказывает о некоей катастрофе. «Двадцать два» Сергея Шаргунова сложно назвать антиутопией: произведение рассказывает о мире, в котором все люди очень рано стареют и умирают в 30 из-за вируса. Это не совсем антиутопия, а, скорее, постапокалипсис, так как не описывает государственный или мировой строй.
Мне в целом понравился короткий рассказ «Устав...» Ксении Букши, так как он яркий, очень хорошо вписывающийся в рамки жанра. В рассказе текст некоего устава постепенно переходит в форму абсурда. Но слишком малая форма не даёт оценить произведение, оно больше похоже на набросок.
Такое же впечатление складывается от рассказа «Кадрили» Сальникова. Он довольно живой, смешливый, и в целом доставляет удовольствие. Люблю Сальникова, но не могу сказать, что это шедевр. Не хватило сюжета, ясности, введения в мир.