DC Comics не теряют надежды догнать и обогнать Марвел. К сожалению. в погоне за кассой они упускают что-то важное, что им когда-то 23 года назад подарил сначала Бертон с его Бэтменом, хатем подарил Нолан со своим Темным рыцарем. Но мало превратить мрачный темный в глянцево черный, и Черный Адам WB не помог.
«2600 лет до нашей эры»…шшшшш, клац-клац, бинг, фью, дыщ-дыщ, «Свобода!», дыщ-дыщ-дыщ, "Свобода", АААААААРРРРГГГХХХ, захватчики, гыр-гыр-гыр, «Я никакой не герой!», бдыщ, бам, бах, «Подчинись Обществу Справедливости!», хрясь, шмяк, "Свобода!" пиу-пиу-пиу, «Спаси моего сына, Защитник!», жбам, жбам, шркххкраг, «Ты мой друг!», шлеп, шмяк, быдыщ, «Вам не нужен герой, вам нужна свобода!», ж-ж-ж-ж-ж, фью-фью, «ха-ха-ха, я стану царём!», ааааррррргггххх (два раза), шлёп, «Неееееееееет!», «Вы свободны, я Черный Адам».
Вы прочитали краткое содержание (без спойлеров) нового художественного фильма-комикса про одного из самых могущественных персонажей ДиСи-комиксвселенной (это там, где «зачем ты убил Марту? – Как, Марту?!»). В общем, встречайте: Чёрный Адам, вероятно, равный по силам соперник Супермена. Ниже чуть более подробный разбор на полуфабрикаты нового блокбастера про героев в латексных лосинах (осторожно, спойлеры).
Для такого рода фильмов важны четыре составляющих: компьютерная графика, кастинг, сюжет и режиссура.
Компьютерная графика. Ну, так как фильм позиционировался, как блокбастер, Уорнер Бразерс не экономили бюджет. Но и не вливали туда слишком много бабла. Как следствие, в целом CGI глаз не режет, но по качеству это чуть выше троечки, так как в некоторых моментах даже на самый невзыскательный вкус улавливается угловатость компьютерных моделек (особенно там, где идет плотный экшен и моделируются масштабные сцены).
В отличие от оценки и описания сюжета, описывать CGI пространно нет никакого смысла, так что резюмирую: вторая категория уровня "и так сойдет".
Кастинг. Актеры и их игра – всегда субъективно и спорно. Правда, тут комиксы давно ввели Прокрустово актерское ложе. Талант актерской игры практически утрачивает свое значение, на первый план выходит медийность, внешность, количество фолловеров. Звучит категорично, но от своих слов я не откажусь, и не надо приводить в пример Роберта Дауни младшего или сэра Энтони Хопкинса – это приятные исключения из общего правила.
В этом смысле у «Черного Адама» был Дуэйн Скала Джонсон. Пожалуй, самый успешный актер без актерского образования в Голливуде, хотя как сказать: в том же рестлинге зачатки лицедейства – один из залогов успешности в этом спортивном шоу, а Скала побывал на вершине этого бизнеса. Этакий туз в актерской колоде Голливуда. И, собственно, так и случилось – он во всех смыслах и в хороших, и в плохих, эпицентр «Черного Адама».
У Скалы есть проблема – он всегда практически одинаков. Есть у него от силы десяток выражений лица, которыми он играл и во времена рестлинг-мании, и успешно пользуется сейчас в Голливуде. Нет, он пытается, но как бы он не страрался, всегда получается или вздернутая бровь, или бешеное лицо впавшего в кровавую ярость психопата, или широченная глянцевая улыбка, от которой можно ослепнуть из-за неестественной белизны виниров.
Спасает от скуки только то, что он способен над собой шутить, ну и чудовищная, под стать его мышечной массе, харизма этого дядьки, которая способна перебить все недостатки проектов, в которых он участвует. Но тут за дело взялись сценаристы: шуток на весь фильм, дай Бог, с десяток можно наскрести, но даже эти шутки входят в диссонанс с происходящим на экране, потому что у «Черного Адама», как у многих проектов ДиСи, в качестве концепта мрачная атмосфера и игра «во взрослость» (что парадоксально, благодарить за эту концепцию стоит Нолана с его трилогией о Бэтмене – мрачный гений Нолана, обернувшийся коммерчески успешными фильмами, убедил владельцев Ворнер Бразерс, что это их единственная возможность конкурировать с ярморочным балаганом Марвелов: пугать зрителя серьёзными щщщами). В общем, сценаристы и режиссер д умудрились лишить фильм и этого козыря.
Осталась только необъяснимая харизма этого человека, похоронить которую в этом фильме им не удалось, благодаря чему у фильма есть хоть какой-то плюс. Ну, для фанатов Скалы - уж точно.
Из звезд первой величины есть уже изрядно постаревший, на пределе срока исползования, но вполне еще презентабельный Пирс Броснан, сыгравший Доктора Фейта. И даже погибший в финале фильма, ведь это же ДиСи, тут всё «по-взрослому». Но развернуться ему не дали (как и всем остальным, кроме Скалы), из-за чего его смерть прошла мимо слезных каналов зрителя, что дает основания сказать, что он отлично отыграл свадебного генерала, но никак не супергероя.
Остальные актеры поделились на две категории – те, которых зритель где-то уже видел, но имен не помнит, и те, кого даже вспомнить не получается.
Что в итоге? Кастинг картины относится к категории «суперзвезда+статисты». Единственная яркая роль у самого Скалы, что замечательно для поклонников и фанатов Скалы, но никак не для фильма.
Теперь, что касается сюжета. И тут всё совсем печально.
Если конкретизировать сюжетную составляющую «Черного Адама», то массовому зрителю предложили познакомиться с отрицательной версией Шазама, первым Шазамом в истории человечества, которым стал Тет Адам. Антигерои в комиксах - такие ребята, которые, в целом хорошие, но способны совершать поступки, которые не одобряет Супермен (ну, или Бэтмен).
Начинается фильм с истории пятитысячелетней давности о нищем мальчонке, который обретает силу шести магов для того, чтобы защитить королевство Кандак от деспота Актона, сделавшего себе мощнейший магический артефакт – корону Саббак, целиком состоящую из магического металла Этерниума (не путать с вибраниумом, крептонитом и прочими элементами из периодической таблицы элементов Марвел). Во имя свободы Кандака Тет Адам побеждает Актона, однако их схватка оказывается так ужасна, а Тет Адам так слетает с катушек, что маги заключают его в магическую ловушку на следующие 5000 лет. Все эти тысячелетия благодарный народ Кандака о нем помнит, как о защитнике местного пролетариата, а в центре города стоит его статуя размерами с пирамиду Хеопса.
Уже в наше время Кандак снова в беде – его оккупировала некая Интербанда (Intergang в оригинале), боевики которой ищут всё ту же Корону Саббака, высасывая из Кандака всё, что не дососали за последние 5000 лет. В поисках короны их опережает простая кандакчанка, Адрианна Томаз, местный археолог и по совместительству лидер местного Сопротивления, у которой есть сын Хурут. Хурут - веселый и озорной мальчишка (ну, так полагали сценаристы, но режиссер умудрился угробить и комедийный элемент про напарника), который с помощью своего скейтборда помогает маме бороться с захватчиками. И даже зритель-новичок сразу понимает, что Хурут станет проводником Адама в современном мире.
Так вот, Адрианна дезактивирует защитные чары, державшие Черного Адама в узде (это же так логично, заключить Адама в магическую ловушку и тут же рядышком выбить заклинание его освобождения). Черный Адам вырывается из заточения и начинает вершить правосудие, периодически решая для себя сложную дилемму: стоит ли убивать всех подряд или через одного. Но так как Черный Адам при всей его антигеройской комиксной сущности всё-таки главный герой голливудского блокбастера, снятого во времена тотальной толерантности, а его роль исполняет Скала Джонсон, то описанную выше дилемму он решает исключительно по отношению к безликим боевикам Интербанды и главному злодею. Последний, кстати говоря, вышел крайне невзрачным типчиком даже по меркам нынешних рафинированных времен.
Так как Черный Адам – антигерой, то ему параллельно с борьбой против Интербанды приходится сражаться с группой абсолютно положительных суперов, входящих в состав Общества Справедливости Америки, которое знает страшную-престрашную тайну Черного Адама и хочет его упечь подальше, т.к. он снова может слететь с катушек. И они не просто абсолютно положительны, они еще и абсолютно серы, безлики и неизвестны большинству нашего зрительского сообщества. Они исполняют чисто утилитарную функцию, давая Адаму необходимый фон для демонстрации его возможностей и нравственного роста над самим собой, поэтому битвы я с ними тут идут как бы в понарошку, можно сказать, они для него, как тренажерка - бицуху подкачать, трицепцы восстановить, косые спины чутка в тонус вернуть.
А на заднем плане периодически всплывает Аманда Уоллес, если кто забыл, - безжалостная и бессердечная женщина с расово правильным цветом кожи, которую мы все знаем по двум частям "Отряда самоубийц", который (отряд) она и создала.
Полагаю, краткое описание сюжета можно прекращать, так как все мы понимаем, что происходит в фильме: ЧА активирован - ЧА победил Общество справедливости - ЧА подружился с Обществом справедливости - ЧА победил злодея - ролик после титров. На месте тире в этой формуле можно поставить шутки, их. собственно так и получается по одной штуке на сюжетный эпизод.
Кроме общей для всех сюжетов комиксов проблемы у Черного Адама есть несколько своих.
Первая заключается во вторичности сюжета, возведенной в куб. Для большинства комиксов, которые сейчас экранизируют, в принципе потребность в сложном сюжете отсутствует. Это следствие в целом примитивности комиксов, как формы творчества (если кто-то будет читать этот материал, и возмутится тем, что его любимую форму творчества характеризуют такими словами, заранее прошу извинить и в дальнейшем я буду использовать термин «интеллектуальный минимализм»). Поэтому для такого фильма достаточно простенького, на уровне наскальной живописи, схематического изложения событий на паре листиков.
Но сценаристы «Черного Адама», как мне представляется, довели простоту сюжета до состояния, которое свидетельствует об их профессиональной непригодности. Хуже было бы, только если сценарий фильма писали бы мочой на снегу. Единственный конкурент для Черного Адама в этом смысле только «Вечные».
Вот Черный Адам размотал злодея 5000 лет назад. А вот Черный Адам размотал злодеев спустя 5000 лет, а между этими двумя событиями немножко юморка, небольшая морально-нравственная дилеммка, при решении которой Черный Адам уморительно хмурит бровки, морщит носик и зыркает вдаль фирменным взглядом Скалы в сторону и вверх, что должно означать, как он страдает в душЕ. Ах, да, и немножко тягостных раздумий антигероя, кому вломить посильнее – Интербанде или Обществу справедливости, ведь он антигерой. На заднем фоне во всех смыслах тусуются всяческие статисты, среди которых силой сценарной лени и режиссерского скудоумия оказываются воооооообще все остальные персонажи, вне зависимости от того, какая роль им отведена по сюжету.
Первая проблема является фундаментом для второй: в фильме большое количество новых персонажей из Вселенной, единственные знания о которых Вы получите, если сами начнете искать нужную информацию в Сети. Я, конечно, понимаю, что сверхнатужная задача фильма была в том, чтобы познакомить зрителя с Черным Адамом, но забить вообще на всех остальных – это как же надо было не стараться? Да и все эти герои из Общества справедливости являются жалкими и откровенно убогими копиями марвеловских. Есть калька со Стренджа, доктор Фейт, есть калька с Человека-муравья, Атомный Крушитель, есть калька со Шторма, - Циклон, и калька с Сокола – Человек-Ястреб. Честно говоря, думаю, что если зарыться в историю всех этих героев, вполне может оказаться так, что это Марвелы слямзили супергероев у ДиСи, но кому нужна нудная лже-наука история, если после сверхуспешных марвеловских экранизаций ДиСи обречены на вторичные роли?
В общем, сюжет «Черного Адама» вообще ни к каким категориям не относится, а просто тянет фильм на дно.
Напоследок о режиссуре. Сумел ли режиссер выполнить сверхзадачу и собрать из всего этого г***а и палок что-то стоящее? Мое мнение - нет.
До "Черного Адама" Жауме Кольетт Серра снял "Круиз по джунглям" (также со Скалой, озорной приключенческий киноатаркцион а ля "Пираты Карибских морей" в сеттинге испанской колонизации южной Америки), несколько крепких боевиков с Лиамом Нисоном ("Воздушный маршал", "Неизвестный", "Пассажир"), ужастики "Дом восковых фигур", "Дитя тьмы". В общем, крепкий ремесленник развлекательного жанра, но не Снайдер, и не Ганн, опыт экранизации комиксов нулевой.
Перед ним стояли задачи:
- интересно преподнести Шазама, как нового альтернативного (приставка анти-) и мощнейшего персонажа, который будет конкурировать со всей старой гвардией;
- снять кассово прибыльное кино, сев сразу на два стула: фирменную "серьезность" вселенной DCComics и карнавальный балаган Марвелов.
Ну, скажем так: задача выполнена примерно наполовину. С точки зрения раскрытия антигеройского потенциала своего героя Черный Адам хоть безоговорочно и всухую проигрывает главному открытию этого года - Миротворцу (про Джокера помолчим, Феникс стоит вообще особняком), но зрители теперь о нем знают. С точки зрения супергеройских способностей сделать его способным противостоять Супермену несложно, учитывая полное отсутствие каких-либо реальных законов физики, достаточно на красные лучи из глаз Супермена придумать синие молнии из пальцев Адама.
С точки зрения прибыльности Черный Адам проигрывает всем проектам Марвел (ну, опять же, кроме Вечных). Шуток мало настолько, что вообще непонятно, зачем их включили в сценарий, ведь сценарий пытается поднимать такие вопросы, в которых вообще-то просто нет места юмору. В результате шутки звучат не в том контектсе, не в то время и не в те моменты, ну, как если бы в "Списке Шиндлера" у Спилберга вдруг нацисты и евреи начали петь забавные куплеты и пикироваться друг с другом в духе какой-нибудь, прости Господи, "Прожарки" на ТНТ.
С точки зрения визуальных наворотов, ну-у-у-у, чуть выше среднего.
Со всех остальных точек зрения фильм всем и всё проигрывает.
Конечно, его посмотрят поклонники (и поклонницы) Скалы.
Конечно, его посмотрят преданные поклонники фильмов о супергероях.
Для всех остальных есть риск прийти к мысли о бездарно потраченных двух часах. Поэтому воспринимайте эту статью, как предостережение: Фильм представляет из себя набор полуфабрикатов разной степени годности и вкусовых качеств. Как если бы Вам в ресторане принесли тарелку, в которой пара картофелин, жухлая морковка, полуболгарский перец, мослы и клякса томатной пасты, но заплатили Вы за борщ.