Продолжим рассматривать разные клиентские ситуации и формулировать вопросы? Это полезно любым моим читателям: клиентам - для самопомощи, начинающим психологам - как тренинг навыков консультирования и для поддерживающего чувства, что я не один, а бывалым психологам - как практика наставничества) Я буду очень признательна Вашим комментариям!
Итак, ситуация*:
Клиентка Юля рассказывает:
«В детстве родители часто говорили мне, что с моими способностями далеко не уйдёшь. А сейчас мне предлагают работу по контракту в Германии! Но у меня паника: хочется принять предложение, но ведь там моя несостоятельность очень скоро обнаружится. Что мне делать?»
- Юля, то есть, Вы тревожитесь, что не справитесь с новой работой? (Вопрос, отражающий чувства клиента)
- Юля, что Вы чувствуете сейчас, когда вспоминаете оценки родителей из Вашего детства? (Вопрос, уточняющий чувства клиента)
- Как Вы думаете, Юля, на сколько Ваша состоятельность или несостоятельность сегодня соответствует мнению Ваших родителей о Вас? (Вопрос, проясняющий ситуацию)
- Очень Вас понимаю, Юля! Это действительно очень волнительно и непросто – решиться на такой шаг. Любой бы на Вашем месте почувствовал некоторую панику. Ведь так? (вопрос проявляющий эмпатический настрой психолога и нормализующий самоощущение клиента)
- Юля, представьте, что Вы уже приняли решение. В первом случае Вы уже в Германии, уже работаете. Как Вы думаете, чтобы Вы почувствовали, если бы это было так? После ответа клиента предложить следующий вопрос:
- Юля, Теперь представьте, что Вы не решились поехать, прошло какое-то время, Вы живёте также, как и теперь. Что бы Вы почувствовали в такой ситуации?
Такие вопросы помогут клиенту понять свои действительные желания и намерения. То есть, данные вопросы можно отнести к проясняющим ситуацию.
- Вы как будто соглашаетесь с мнение родителей о Вас и теперь вас очень тревожит и пугает Ваша предполагаемая некомпетентность. (Присоединение чувств к содержанию)
- Если Вы не против, Юля, я поделюсь с Вами некоторыми своими эмоциями по поводу сложившейся ситуации. Когда Вы рассказываете о том, что оценки Ваших родителей так мешают Вам теперь в выборе нужного пути, я даже начинаю на них злиться и испытываю чувство досады! А что Вы чувствуете по отношению к Вашим родителям, когда пытаетесь принять решение в такой ситуации? (Техника отражения собственных чувств)
Я бы на такой консультации работала в направлении растождествления оценок родителей с собственной самооценкой, помогла бы в формировании собственного взгляда клиентки на её способности. Также здесь стоит поработать над тем, чтобы разрешить себе право на ошибку. Например, можно задать вопрос:
- Представьте, Юля, что работа в Германии не оправдает Ваши позитивные ожидания (сначала бы, конечно, их определить), и Вы решите вернуться обратно. Что Вы почувствовали бы в таком случае? Какая Вы в такой ситуации? (здесь можно поработать с образом себя – хорошей и не очень хорошей. Хорошей с чьей точки зрения, оправдывающей чьи ожидания. И снова попробовать подумать о том, почему нельзя быть нехорошей и ошибаться.)
Полагаю, что в рамках одной сессии не каждый клиент сможет осознать и переварить все свои ответы и умозаключения, если задать все данные вопросы. Потому, скорее всего, это работа не одной сессии в зависимости от готовности клиента к самопознанию, его травмированности и выстроенных защит. Попав к хорошему психологу, Вы сможете экологично и эффективно решить свой запрос и открыть в себе много нового.
*Пример ситуации приведён из проходимого мною курса по тренингу навыков психологического консультирования.
Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Педагог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru