В 1864 году в абхазском селе, известном под названием Кбааде, соединились четыре отряда русских войск, ознаменовав тем самым окончание Кавказской войны. В честь события селение решили назвать Романовском, по фамилии царской семьи. Оно просуществовало несколько лет и опустело.
В 1878 году сюда переселились 36 греческих семей из Ставрополья, они построили церковь святого Харламия и открыли школу. Новое поселение назвали «Красная поляна».
В 1898 году здесь решили построить лечебницы для лёгочных больных, так как воздух тут не очень жаркий и не такой влажный, как на побережье. А зимой отдыхающие могли заниматься «лыжными бегами, катанием на салазках, подъемом в горы».
Уже в 1899 году запустили дорогу из Адлера в Красную поляну. Она была построена под руководством молодого и талантливого инженера В.К. Константинова на месте бывшей вьючной тропы прямо на скале, т.е. буквально выдолблена в камне ломами, кирками, лопатами и взрывчаткой. Строительство длилось семь лет и было крайне тяжёлым, многие рабочие гибли от малярии или под камнепадами, или срывались в воды бешеной Мзымты, или подрывались при неосторожном обращении со взрывчаткой. Самый сложный трёхкилометровый участок дороги вдоль ущелья Ахцу получил прозвище «Пронеси, Господи!»
Там, где невозможно было обогнуть скалу, прорубили тоннели, а часть дороги защитили парапетом. Строившие дорогу рабочие не могли жить на этом склоне ущелья, настолько там было узко, ночевали на противоположном берегу, а через Мзымту были перекинуты легкие мостики.
Изначально движение транспорта здесь было гужевым. Опытным, выносливым и умелым кучерам нужно было 7-8 часов для доставки грузов и пассажиров из Адлера в Красную поляну.
В 1913 году здесь пустили автотранспорт. А местный предприниматель предоставил шестнадцатиместный омнибус для отправки туристов в Красную поляну.
Содержание дороги обходилось государству в кругленькую сумму, так как её постоянно заваливало камнями, и нужно было расчищать завалы и восстанавливать парапеты и покрытие.
В самых узких местах встречному транспорту было тяжело разъехаться на этой дороге. На одном из отрезков пути даже организовали реверсивное движение, которое регулировали светофорами. Случалось, светофоры сбоили и могли дать разрешающий сигнал с обоих концов участка. Что происходило дальше, думать просто не хочется.
В 2005 году был открыт новый тоннель сквозь скалу, и самый опасный участок Старой Краснополянской дороги закрыли. К этому моменту он проработал более ста лет!
А в 2014 году к Олимпиаде в Сочи была построена новая трасса, и Старое Краснополянское шоссе утратило своё федеральное значение, став муниципальным.
Сейчас на самом красивом и самом опасном участке дороги появляются только туристы, на свой страх и риск отправляющиеся любоваться скалами ущелья и ревущей Мзымтой.
Местные гиды не рекомендуют идти туда без шлема: из-за перепадов дневных и ночных температур со скал регулярно летят камни. И хоть самые опасные участки дороги защитили арочными бетонными навесами, большая часть пути проходит под открытым небом.
Трёхкилометровый участок дороги «Пронеси, Господи!» находится сразу после посёлка Кепша, слева от въезда в тоннель, ведущий в Красную поляну, если ехать по старой дороге.
Координаты начала маршрута: 43.613896072339294, 40.049303588782855
✅ Мы в Telegram → t.me/poehalitvchannel
✅ Мы в ВК → vk.com/tvpoehali
✅ Наш сайт → poehali.tv