Производителям товаров выгоднее работать с оптовыми покупателями, готовыми приобретать продукцию не поштучно, а большими партиями (упаковками, ящиками и так далее). Чтобы привлечь к себе оптовиков, производители и продавцы снижают для них цены. Если заказать себе целую упаковку какого-либо товара, то стоимость одной единицы данного продукта может уменьшиться на 30-50% (по сравнению с тем, если бы вы купили этот товар поштучно).
В снижении цен на продукты питания, одежду, обувь, товары для детей очень заинтересованы и обычные покупатели. Однако на приобретение вещей оптовыми партиями требуются серьезные финансовые ресурсы. К тому же в повседневной жизни большой объем одинаковых вещей обычному человеку просто не нужен. Какой выход из этой ситуации? Экономные люди нашли его в совместных закупках. Розничные покупатели «сбрасываются» между собой на покупку партии какого-либо нужного товара, получают его по выгодной оптовой цене, а затем распределяют купленное между собой.
Как выбрать надежную интернет-площадку
Объединять покупателей, заинтересованных в приобретении одного и того же товара, помогают современные технологии общения и обмена информацией — сеть интернет. Правда, в России в настоящий момент нет единого сайта, который бы помогал совершать общие покупки гражданам всей страны. Зато уже есть интернет-сайты, которые работают в десятках городов и охватывают несколько регионов. В качестве примера подобной площадки можно назвать, скажем, «Сайт покупок».
Также в каждом регионе можно найти собственные интернет-площадки (сайты или группы в социальных сетях), которые объединяют жителей этого региона с целью совместного закупа каких-либо товаров. Найти эти площадки легко в Яндексе или Google, если задать соответствующий поисковый запрос.
На что нужно обратить внимание при выборе интернет-сайта для совместного закупа? Прежде всего — на его возраст. Так, например, уже упоминавшийся нами «Сайт покупок» работает с 2010 года. Чем больше возраст сайта, тем выше уровень его надежности. Приобретать товары в интернете у непроверенных продавцов и посредников не рекомендуется. Так можно нарваться на мошенников, заплатить им деньги, и в итоге не дождаться купленного товара. Авторитетные площадки с большим опытом работы следят за своей репутацией и не допускают проходимцев в число организаторов закупок.
Надежность сайта-посредника необходимо проверять и с помощью отзывов, оставленных о нем в интернете. При анализе откликов следует обратить внимание на конкретность предоставленной информации (факты и цифры), наличие реальных фотографий, рейтинг человека на сайте отзывов. Так можно отсеять отклики реальных пользователей, которые делятся своим личным опытом, от проплаченных рекламных публикаций.
Как происходит процесс заказа товара на сайте совместных закупок
Любая площадка групповых покупок имеет каталог товаров, который похож на каталог обычного интернет-магазина. Чаще всего на подобных сайтах люди приобретают одежду (женскую, мужскую, детскую), обувь, игрушки, косметику и тому подобные вещи. На некоторых площадках можно приобрести продукты питания, которые не встречаются в обычных супермаркетах, и бытовую технику (в основном, неизвестных производителей).
В карточке каждого товара указаны условия его закупки:
- цена изделия;
- минимальная сумма для заказа;
- ориентировочная дата окончания приема заявок;
- примерный срок и стоимость доставки;
- возможность возврата.
Формированием группового заказа занимается особый человек — организатор. Он связывается с поставщиком, отвечает на вопросы интересующихся, собирает оплату, совершает коллективную закупку и раздает покупателям заказы. За работу организатору надо будет заплатить так называемый организационный сбор. Оплата труда этого специалиста составляет примерно 15-17 % от стоимости покупки.
Оплатить товар вместе с организационным сбором нужно будет после окончания приема заявок. Примерная дата «стопа» обозначается в условиях заказа. Изменение статуса заявки можно отслеживать в своей «корзине» на сайте. На внесение оплаты покупателю дается примерно 2-3 дня. Если человек не оплатил заказ вовремя, то ему понижают рейтинг или вносят в «черный список», так как он подвел других людей. С покупателей-новичков часто просят внести предоплату в размере от 20 до 30% от стоимости сделанного ими заказа. Иногда предоплата требуется от всех, кто участвует в коллективной закупке.
Приобретенный товар заказчики могут получить в специальных центрах выдачи. Если человек живет в удаленном населенном пункте, то ему заказ могут доставить курьером (итоговая стоимость покупки при этом, естественно, увеличится). Срок доставки товара на сайтах групповых закупок, как правило, больше, чем в обычных интернет-магазинах. Он составляет примерно месяц с момента оплаты.
Если покупателю привезли не тот товар, который значился в заказе, то он, в большинстве случаев, может вернуть его организатору. Если купленная вещь имеет заводской дефект, то ее можно будет отправить назад продавцу. При этом желательно обнаружить брак при получении вещи в центре выдачи, иначе с возвратом могут возникнуть проблемы (закон о защите прав потребителей на оптовых покупателей не распространяется). Пересылку бракованного товара оплачивает, как правило, сам покупатель.
Если приобретенная вещь не подошла человеку по размеру, цвету, фасону и так далее, то вернуть назад ее будет нельзя. Товар, который человеку не понравился, можно будет перепродать самостоятельно на Avito или «Юле». На многих сайтах коллективных закупок также есть специальные разделы для «пристройки» неподошедших вещей.
Одна девушка — активный участник групповых закупок — делится следующим опытом. Больше всего проблем с пересортом и несоответствием у нее возникает при покупке одежды и обуви. Из одежды ей не подходит каждая десятая пришедшая вещь. Однако девушка часто применяет хитрость — она примеряет одежду в розничном магазине какого-либо известного бренда, а затем заказывает аналогичную модель на сайте коллективных закупок. А вот из купленной обуви ей оказались неудобными 3 пары из 4-х.
Куда покупательница девает неподошедшие ей вещи? Она предлагает их другим пользователям сайта коллективных закупок, которые заинтересовались тем же самым товаром, и предоставляет им возможность предварительной примерки. В большинстве случаев ей удается продать товар без потери денег.
«Плюсы» и «минусы» групповых закупок в интернете
Главным преимуществом участия в совместных покупках является возможность приобрести нужные товары по более низкой цене. Опытные покупатели делятся следующими примерами экономии. Кто-то из них приобрел:
- вечернее платье за 1 800 рублей вместо 4 000;
- ранец для школьника за 1 900 рублей вместо 4 500;
- кофе за 600 рублей вместо 1 200 (в упаковке по 0,5 кг);
- крем для век за 112 рублей (в Яндекс.Маркете цена этого изделия — от 280 до 560 рублей).
Иногда участие в групповых покупках помогает сэкономить не только на цене товара, но и на стоимости доставки. В наибольшей степени это актуально для покупок в европейских интернет-магазинах. Так, одна женщина решила приобретать обувь для своей семьи в зарубежном магазине через сайт групповых покупок только потому, что напрямую доставка из Европы в Россию стоит 40 евро. При совместных закупках транспортные расходы делятся на всех покупателей. Они распределяются пропорционально весу заказанного товара.
И, наконец, на сайтах совместных покупок можно найти товары, которых нет в магазинах города (а у производителя нет собственного розничного интернет-магазина). Это касается отдельных торговых марок одежды, косметики, товаров для здоровья, продуктов питания.
Конечно, совместные закупки имеют и свои недостатки. С какими проблемами может столкнуться покупатель? На надежных и давно работающих сайтах коллективных закупок обмана потребителей не происходит. Если человек заплатил за товар деньги, то он его, как правило, получает. Однако гарантий того, что групповой заказ будет в итоге скомплектован, нет. Организатор может просто не найти достаточного количества других желающих приобрести ту же самую вещь.
Иногда производители обязывают оптовиков приобретать определенный размерный ряд товара (например, кладут в коробку одежду с 44 по 52 размер, обувь с 36 по 40). Если на сайте закупок не найдутся покупатели на все размеры, то заявка не будет скомплектована и отправлена. В этом случае человек, который заказал нужную ему вещь, просто впустую прождет и потеряет свое время.
Ожидать прихода нужного товара также приходится очень долго. На сбор коллективной заявки у организатора уходит около месяца. Затем еще несколько недель покупателям нужно будет ждать посылку.
При оптовой продаже одежды производители не гарантируют потребителю наличие определенного цвета (в коробку кладут модели той цветовой гаммы, которая есть в наличии на момент отправки). Если цвет пришедшей вещи вам не понравится, то ее придется в дальнейшем продавать другим людям самостоятельно.
Отсылка производителю бракованного товара также обычно производится за счет покупателя.
В итоге участники совместных закупок получают возможность приобретать вещи в 2-3 раза дешевле, чем в магазине, и таким образом экономить свой бюджет. Однако участие в коллективных закупках отнимает у людей много времени. К тому же на оптовых покупателей не распространяются такие же правила защиты, как на розничных потребителей. С возвратом бракованного или непонравившегося товара у них могут возникнуть проблемы.