Найти в Дзене

Палимпсестов Иван Иустинович (1811-1901). Биографическая справка

Оглавление

Притча о том, как споткнувшись глазами об одно слово, можно написать целую статью про Личность)) Не помню, какими путями-дорогами занесло меня в поисках не_помню_чего в один из словарей полезных растений. Лениво перелистывая страницы, наткнулась на смешное название растения «Гимноклядь». Вообще-то Гимнокладус, или Бундук канадский, или кофейное дерево, или мыльное дерево… выбирайте для себя любое из названий. Я выбрала для себя «гимноклядь» - смешно и несколько ругательно. Прямо в моем стиле)) Решила посмотреть, кто автор сего труда, и тут-то все и закрутилось… ниточка за ниточкой и… получилась статья.

Иван Иустиович Палимпсестов. Это имя, наверное, мало кому из севастопольцев известное. По крайней мере, в связи с Севастополем это имя упоминается очень сухо: последние годы жил в городе, староста Владимирского собора, умер в 1901 году. Между тем личность оказалась очень занятная, по крайней мере, для меня.

Меня в первую очередь интересовало в истории этого человека всё, что касалось Крыма и Севастополя. И чем больше я читала его работы, тем больше проникалась уважением к нему. Несмотря на то, что сам Иван Иустинович считал себя «человеком маленьким» личность была значительных масштабов: такой спектр увлечений и работ! такие труды! – это, поверьте мне, стоит внимания, как минимум, краеведов.

«Да ведь я, Владыко, человек маленький, и какой интерес для потомства могут иметь письма хотя бы и выдающихся личностей к такому убожеству?» Из разговора П. с Высокопреосвященным Гурием, Архиепископом Таврическим и Симферопольским.

Ну и ещё хотелось бы отметить те черты, которые для меня открылись в этом человеке: это то, что сейчас можно было бы назвать гражданской позицией – отстаивание и видение интересов России даже в малом, строгий хозяйственный взгляд и оценка профессионала; а еще - бесконечное уважение к людям, с которыми свела его жизнь. О людях можно и должно судить по их поступкам, но можно и нужно судить по словам: то, как человек говорит о других людях, зачастую свидетельствует больше о личности говорящего: Палимпсестов в этом смысле удивительно божий человек.

В Вики и других энциклопедиях есть статьи, описывающие жизненный путь этого человека, который читал лекции по агрономии, редактировал сельскохозяйственное издание и еще при том был духовным писателем, на что сподвигло его первое образование, полученное в Саратовской духовной семинарии. Но, как оказалось, при проведении раскопок или, если хотите, detectio, сведения, представленные достаточно широко в интернете, недостаточны: авторы исследовали далеко не все доступные источники, поэтому несколько восполню добытой информацией.

Биография

Родился в 1811 г. семье священника небольшого села Хмелевки Саратовской губернии. Отсюда, вероятно, и первое его образование – Саратовская духовная семинария. С 1840 г. Палимпсестов, получив второе образование в Горы-Горецком земледельческом институте, начинает службу в Саратовской губернии: преподает основы сельского хозяйства и земледелия в той же семинарии, которую и закончил сам.

С 1851 года проживает в Одессе, где преподает уже в Одесской, а тогда ешё Херсонской, духовной семинарии, однако уже с 1853 года преподаёт в Ришельевском лицее, который позже был переименован в Императорский Новороссийском университет. Служит на кафедре сельского хозяйства и лесоводства, а читает курс агрономии и естественной истории. Параллельно П. активно участвует в деятельности Императорского Общества сельского хозяйства Южной России, выступая редактором «Записок» общества и исполняя обязанности секретаря.

По прошествии 15 лет службы в лицее оставляет профессорскую должность, а затем покидает и Одессу: с 1869 года проживает в Феодосии. Здесь в Крыму Иван Иустинович уже трудится в земской управе, занимая место предстателя управы, и опять оказывается погруженным в решение вопросов сельского хозяйства.

Крым и Севастополь

После Феодосии была Москва, где он продолжает писать, но теперь все его статьи и книги на тему церкви. Так П. стал автором книги «За веру и правду», которая выдержала три издания, и все средства, вырученные от ее продажи пошли во благо – на пользу бедных духовного звания, а также на пользу церквей в Саратовской губернии.

После Москвы в середине 1880-х П. возвращается в Крым, но теперь местом проживания выбирает Севастополь, где служит старостой при Владимирском соборе, или как было означено в Епархиальных ведомостях «в Князь-Владимирской церкви». П. продолжает писать, тематика статей касается не только церкви и духовно-нравственных сторон жизни, но и «многострадального» Севастополя.

Прянишников И. М. Церковный староста. Образ обобщенный, не Палимпсестов
Прянишников И. М. Церковный староста. Образ обобщенный, не Палимпсестов

Библиография

1. О растениях, из которых можно образовать газон на местах бывших севастопольских бастионов. Сообщение И. У. Палимпсестова на собрании Общества сельского хозяйства Южной России 28 февраля 1876 года. — Сборник статей о сельском хозяйстве Юга России, извлеченных из Записок Общества сельского хозяйства Южной России с 1830 по 1868 год.

2. Возрождающийся Севастополь. — Русский Вестник» 1885 г., кн. 3 и 5.

3. Речь Ив. Уст. Палимпсестова, произнесенная им в Херсонском монастыре 15 июля 1888 года. — Симферополь: Таврическая губ. тип., 1888.

4. Речь старосты Владимирского собора д. с. с. И. У. Палимпсестова. — Севастополь: тип. Спиро, ценз. 1892.

5. Сырость Владимирского собора: Статья. — Севастополь: тип. Спиро, 1892.

6. Речь в память адмирала В. А. Корнилова. — «Русское Слово» 1895 г., №287.

7. Речь по открытию памятника императору Александру III. — Севастополь, 1896 г.

8. Черты деятельности вице-адмирала Н. В. Копытова. — Московские ведомости, 1898 г., №157.

Перечень статей на тему Крыма, Севастополя и ЧФ, может, и не потрясает количеством, но в статье «Возрождение Севастополя» чувствуется то, что я и обозначила выше, назвав это «гражданской позицией».

Встречи и воспоминания

Жизненный путь П. освещен не только его трудами на тему религии, духовной жизни, сельского хозяйства, но и воспоминаниями о встречах с гранд-персонами XIX века. Пути-дороги Ивана Иустиновича пересекались с выдающимися личностями той эпохи: «…Перебирая свой архив, нашел только кое-что. Нашел напр. до 30 писем моего незабвенного друга Н. И. Костомарова, которые с моими воспоминаниями о нем переданы в готовящийся (его супругою) к изданию «Сборник». Нашел, можно сказать, самую малую часть писем ко мне графа Д. Е. Остен-Сакена. Но напр. из писем ко мне из Винницы Н. И. Пирогова не отыскалось ни одного; правда, их было не более 4 или 5, но, сколько помнится, небедных содержанием. Мы очень часто переписывались с преосвященным Гурием; из писем его уцелело всего 73, т. е. менее трети».

П. поддерживал корреспонденцию и с Бобринским А. А., Строгановым А. Г. Встречался с Фирковичем в Крыму во время поездки с преосвященным Иннокентием на день ангела Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой (Браницкой). Рассуждали о народах и Евангелии.

Удивительным образом распорядилась судьба, сведя Палимпсестова с двумя архиепископами, сыгравшими большую роль в православной жизни Крыма, – Херсонским и Таврическим Иннокентием (Борисовым) и Таврическим и Симферопольским Гурием (Карповым). И если первый ему был наставником (разница в 17 лет), то со вторым – Гурием, оказались земляками, неоднократно беседовали и обменивались письмами. Интересно, что Гурий, в миру Карпов Григорий Платонович, оказался выпускником той самой Саратовской духовной семинарии, которую закончил на 3 года раньше, чем главный герой статьи.

Место захоронения

Жизненный путь П. оборвался в Севастополе. Иван Иустинович был похоронен на кладбище Херсонесского монастыря. Где то кладбище теперь? От него осталось лишь две колонны в качестве надгробных памятников: одна из них памятник на могиле Косцюшко-Валюжинича – человека, который стал основателем Музея древностей. Тем не менее, у Чернопятова В. И. в его труде «Некрополи Крымского полуострова» оставлена заметка о захоронении Иван Иустиновича на некрополе монастыря:

-2