Пятидесятилетие с начала серийного производства двигателя Д-30КП привело в сборочный цех рыбинского предприятия ОДК-Сатурн, из стен которого уже несколько десятилетий выходит эта легендарная двигательная установка. Более 10 тысяч двигателей всех модификаций Д-30КП выпущено за эти годы.
Двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30КП был создан для транспортного самолета Ил-76, он стал одним из самых успешных самолетов своего класса в истории авиации. В 1972 году Д-30КП прошел государственные испытания, в 1974 - поступил в эксплуатацию. Первые четыре двигателя Д-30КП были собраны в декабре 1972 года, в этом году двигателестроители отмечают полувековой юбилей легендарного двигателя.
План выпуска гражданских двигателей семейства Д-30КУ/КП конструкции Павла Соловьева утвердило Министерство авиационной промышленности в начале 70-х годов прошлого столетия.
Двигатель Д-30КП эксплуатируется и по сей день. Двигатель востребован как отечественными, так и зарубежными заказчиками. Благодаря отработанной конструкции силовой установки авиакомпании уверены в двигателях - более трех тысяч двигателей в настоящее время находятся в эксплуатации в разных странах мира.
ОДК-Сатурн поставляет новые двигатели Д-30КП-2, выполняет заказы на ремонт, обеспечивает поддержание исправности парка двигателей.
Серийное производство Д-30КП дало рыбинскому заводу новую жизнь
Чтобы обеспечить серийный выпуск двигателей Д-30КП на заводе в начале 1971 года стартовало строительство нового корпуса сборочного цеха.
Для реализации масштабного проекта дополнительно на заводе реконструировали 19 цехов и более 20 производственных участков, внедрили сотни высокопроизводительных металлообрабатывающих станков, из них около 200 с программным управлением, включая первые в регионе машинообрабатывающие центры.
Чтобы изготовить новый двигатель в сжатые сроки, на рыбинском заводе внедрили высокоэффективные средства механизации и автоматизации производственных процессов.
Специалисты предприятия разработали и освоили десятки новых технологий: точное стальное и титановое литье, электрофизические и электрохимические методы обработки, в том числе - обработку замков турбинных лопаток автоматическим шлифованием взамен фрезерования.
Серийное производство двигателя семейства Д-30КП дало рыбинскому моторостроительному заводу новую жизнь. Это был масштабный, знаковый период в жизни предприятия. Можно сказать, что в 70-х годах был построен новый завод.
Передача нового производства для эксплуатации состоялась в декабре 1975 года, а с 1 июля 1976 года завод приступил к выпуску серийной продукции.
Новый корпус спроектировали в соответствии с передовыми техническими возможностями того времени. Цех отличался большим количеством света; оборудование, которое в нем было установлено, функционирует без сбоев и в наши дни.
В технологическом цикле изготовления деталей и узлов двигателя задействованы многие подразделения предприятия. В сборочном корпусе ОДК-Сатурн идет напряженная работа.
Именно сборочный цех является ключевым подразделением, в котором рождается результат общих усилий всех заводчан - авиационный двигатель. Здесь находится финишная точка, которая определяет успех работы всего предприятия.
Д-30КП - турбореактивный двухконтурный двигатель разработки конструкторского бюро Павла Соловьева
Двигатель был разработан в пермском конструкторском бюро, последователем которого стало современное ОДК-Авиадвигатель.
В 1967 году пермским КБ под руководством Павла Александровича Соловьева был завершен выпуск чертежей нового двигателя Д-30КП тягой 12 000 кгс для транспортного самолета Ил-76.
В 1971 году Ил-76 с силовой установкой на базе четырех Д-30КП продемонстрирован руководству страны, в 1972 году прошел государственные испытания, а затем представлен мировой общественности на очередном международном авиасалоне в Ле-Бурже во Франции.
В 1974 году двигатель поступает в эксплуатацию для оснащения не только транспортного Ил-76, но и его многочисленных модификаций, включая заправщик Ил-78, летающую лабораторию для проведения испытаний «на крыле» авиационных двигателей Ил-76ЛЛ и другие.
Силовая установка на базе четырех двигателей Д-30КП позволила Ил-76 развить крейсерскую скорость 900 км/час.
Дальнейшим развитием Д-30КП стал двигатель Д-30КП второй серии, который обеспечивал сохранение взлетной тяги при более высокой температуре окружающего воздуха; для имитатора невесомости – самолета Ил-76 – в Перми были разработаны особые двигатели Д-30КП-Л.
Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30КП был во многом унифицирован со своим предшественником Д-30КУ. В двигателе реализована высокая температура газа перед турбиной, увеличены степень повышения давления в компрессоре и степень двухконтурности.
Следует отметить, что пассажирские лайнеры: дальнемагистральные Ил-62, самолеты средней дальности полета Ту-154, изначально разработанные с двигателями конструкции Николая Кузнецова, через пять-семь лет после начала эксплуатации переоснащались более экономичными двигателями разработки Павла Соловьева.
Создание военно-транспортного самолета Ил-76 с двигателем Д-30КП отмечено Ленинской премией. Лауреатом Ленинской премии стал и главный конструктор двигателя Павел Александрович Соловьев, а коллектив пермского конструкторского бюро был награжден первой премией Совета Министров СССР.
В 1973 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР П. А. Соловьеву присвоено Почетное звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.
В 1984 году на Рыбинском моторном заводе начато производство еще одного соловьевского двигателя Д-30КУ-154 для пассажирского самолета Ту-154М, который долгие годы являлся самым популярным отечественным лайнером среднемагистральной авиации.
Аллея имени Павла Соловьева
Транспортные самолеты семейства Ил-76, оснащенные Д-30КП - одни из самых успешных самолетов своего класса в истории мировой авиации.
Двигатели были разработаны советским конструктором Павлом Александровичем Соловьевым и в начале 1970-х годов запущены в серийное производство в Рыбинске.
На сегодняшний день вы пущено свыше 6000 изделий Д-30КП, их суммарная наработка превысила 21 миллион часов. Около 3000 единиц этой техники и сегодня находятся в эксплуатации в России и за рубежом, что является подтверждением качества и надежности.
В Рыбинске, у центральных проходных предприятия ОДК-Сатурн в 2001 году открыт памятник легендарному конструктору Павлу Соловьеву.
В 2022 году, в честь юбилея двигателя, ОДК-Сатурн обновил парковую территорию.
Теперь здесь можно увидеть газотурбинные двигатели - в прозрачных павильонах здесь разместили двигатели конструкции П. А. Соловьева Д-30КП и ПС-90А.
«Д-30КП - легендарное создание великого конструктора Павла Александровича Соловьева. Это двигатель-труженик. И, наверно, для города, для предприятия трудно переоценить его значимость. Он дал благополучие трем поколениям жителей Рыбинска. Завод работал во все времена, во многом, потому что был востребован этот двигатель. Этот ключевой продукт по-прежнему выпускается ОДК-Сатурн. И сегодняшнее событие - это дань уважения созидательному труду ветеранов и работников завода», - отметил заместитель генерального директора-управляющий директор ОДК-Сатурн Виктор Поляков.
Новое парково-выставочное пространство пополнило список городских мест, связанных с градообразующим предприятием. Аллея имени Павла Соловьева станет местом притяжения разных поколений моторостроителей, сделает историю достижений российского двигателестроения ближе для всех горожан и гостей Рыбинска.