Найти тему
изомозаика

Рожденная в серебряный век. Две судьбы Зинаиды Серебряковой

Оглавление
"Серебрякова! В век Серебряный
Вы родились.
Окинув землю взором медленным,
Взялись за кисть".
Елена Ерофеева-Литвинская.

Февраль, 1910 год, в Петербурге открывается 7-я выставка картин Союза русских художников. Москвичи - основатели союза последний раз выставлялись вместе с бывшими "мирискусниками". Среди многочисленных участников была и 26-летняя Зинаида Серебрякова. Одной из ее работ, представленных на выставке, был знаменитый сейчас "Автопортрет. За туалетом". Именно его настойчиво рекомендовал послать на этот вернисаж Евгений Лансере - брат Зинаиды. И он не ошибся - успех этой картины был ошеломляющий. Сам Серов назвал ее "очень милой и свежей вещью", а Александр Бенуа, родной дядя художницы, писал:

"Ныне она поразила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить ее. ...автопортрет Серебряковой — несомненно, самая приятная, самая радостная вещь. Здесь полная непосредственность и простота, истинный художественный темперамент. Что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное..."
За туалетом. Автопортрет, 1909 г. (Третьяковская галерея)
За туалетом. Автопортрет, 1909 г. (Третьяковская галерея)

Как точно сказано! С картины на нас смотрит прелестная молодая женщина, от огромных темных глаз которой просто невозможно оторваться. Красавица только проснулась, алые губы чуть тронула задорная улыбка, еще свеж румянец на ее щеках. Весь облик ее утончен и грациозен: от белизны кожи, поворота головы, движения рук, расчесывающих темную копну волос, до тонкой талии, затянутой в белоснежную ночную сорочку, небрежно упавшую с одного плеча. И как в противовес изящному образу героини, на туалетном столике самые простые, ничем не примечательные и даже немного безвкусные безделушки: булавки, флаконы духов, бусы, платочки, свеча в подсвечнике...

"Мой муж Борис Анатольевич был в командировке для исследования северной области Сибири, в тайге. Я решила дождаться его возвращения, чтобы вместе вернуться в Петербург. Зима этого года наступила ранняя, все было занесено снегом — наш сад, поля вокруг — всюду сугробы, выйти нельзя, но в доме на хуторе тепло и уютно. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь „на туалете“, - писала художница.

Все в этой картине молодо, свежо и по-юношески задорно, и даже сейчас, работа выглядит очень современно. Трудно представить, что она была написана аж в начале прошлого века.

"Хотелось бы чтобы на ее долю выпал такой успех, который не спутал бы ее молодого дарования..."- говорил Александр Бенуа.

После этой выставки три ее картины приобретет Третьяковская галерея: "Зеленя осенью", "Молодуха" и, конечно, "Автопортрет. За туалетом".

Вся живопись Серебряковой останется такой же светлой и жизнерадостной несмотря на непростой характер художницы и все тяготы, выпавшие на ее долю.

Детство

Маленькая Зина появилась на свет в прославленной семье, в так называемом "клане Бенуа", а если точнее, то Бенуа-Кавос-Лансере в 1884 году в имении Нескучном под Харьковом. Это по истине удивительная семья и единственная в своем роде, в которой на протяжении почти двухсот лет в каждом поколении появлялись настоящие профессионалы своего дела в разных областях, связанных с искусством: архитектуре, музыке, живописи, театре, художественной критики, истории искусств, скульптуре. Каждого в этой семье природа по-настоящему одарила. Неудивительно, что и Зина Лансере, можно сказать, "родилась с кисточкой в руках".

Отец Зинаиды Евгений Лансере был известным скульптором-анималистом, мать Екатерина (урожд. Бенуа) была художником-графиком. Своего отца Зина практически не помнила - он умер от туберкулеза, когда ей не было и двух лет. Зинаида была самой младшей и единственная из шестерых детей унаследовала от отца хрупкое здоровье и непростой, замкнутый характер. Мать Екатерина, ставшая вдовой в 36 лет, больше так и не выйдет замуж, целиком посвятив себя детям, а затем и внукам.

Портрет Е. Н. Лансере, матери художницы, 1912
Портрет Е. Н. Лансере, матери художницы, 1912

После смерти мужа она с детьми переезжает из Нескучного в Петербург к своим родителям в знаменитый дом Бенуа. Отец ее Николай Бенуа был академиком архитектуры.

Зину отправляют в Коломенскую женскую гимназию, где она учится с 1893 по 1900 год. Любовь к рисованию в семье всегда была культом, мать постоянно занималась с детьми дома. Зина любит читать, особенно она полюбила Пушкина, но рисование все же стоит для нее на первом месте. У девочки обнаруживаются явные способности и в 1901 году она поступает в художественную школу княгини Тенишевой, чтобы получше подготовится к поступлению в Академию художеств. Но обучается в ней всего лишь месяц. Всему виной был уход Репина, который руководил Академией с самого ее основания, с 1894 года. Но как раз в год поступления Зины он покидает школу.

Зинаида Серебрякова
Зинаида Серебрякова

Зинаида в итоге так и не получит академическое образование, хотя предпринимает всяческие попытки и в дальнейшем, поэтому по большому счету ее смело можно назвать самоучкой.

Счастливое время

Опасение Екатерины Николаевны за здоровье дочери подтолкнуло ее к поездке в Италию. И в 1902 году Зинаида вместе с матерью и сестрами впервые едет в эту страну. Последующие годы были самыми счастливыми в жизни юной художницы. Живя на Капри, Зинаида увлечена написанием "каприйских" этюдов.

Капри, 1903
Капри, 1903

Чуть позже семейство покидает южные районы Италии и перебирается в Рим, где встречает Александра Бенуа. Дядя, нужно сказать, будет авторитетом для Зинаиды на протяжении всей жизни и сыграет большую роль в становлении ее как художницы. В конце весны Лансере возвращаются в Нескучное и осенью 1903 года она по совету дяди Шуры поступает в мастерскую художника О. Э. Браза. Однако в тот момент из-за загруженности работой тот не слишком много внимания уделял ученикам.

"Собственно системы преподавания у него не было..." - признавала впоследствии Серебрякова.

Следующий раз художница посещает Италию уже в 1914 году, но пробыть подольше там не удастся - начнется война.

В эти годы юная Зинаида встречает и свою любовь. Ее избранник Борис Серебряков был ее кузеном, сыном сестры ее отца. Чувства их вспыхнули только сейчас, хотя знакомы они были с детства. Их многое объединяло - родственность душ, общность взглядов, любовь к простой сельской жизни. Будущий супруг был студентом Института путей сообщения. Обвенчаться молодые решили в конце лета 1905 года, но церковь не могла дать разрешения на этот брак. Однако звонкая монета сделала свое дело и уже в начале сентября молодые обвенчались.

В 1905 году обстановка в России начинает накаляться, многие учебные заведения закрываются и Серебрякова с матерью уезжает в Париж, позже присоединяется к ним и Борис. За пять месяцев пребывания во Франции Зинаида успевает поступить по совету Бенуа в Академию де ля Гранд Шомьер, однако же преподаватель практически не занимается с учениками, вследствие чего они остаются предоставленными сами себе. Зинаида погружается в мир живописи, бывает в Лувре, но занятия в академии не приносят ей полного удовлетворения.

Художнице, надо сказать, всегда были не по душе новые течения в живописи, коими в то время был наводнен Париж. Она не разделяла в большинстве своем взглядов Бенуа, который был более восприимчив к новаторству. Серебрякова стала представителем неоклассицизма, идеи которого стояли особняком к возникающему тогда течению авангарда. Неоклассицизм возвращал в искусство традиции эпохи Возрождения и русского классицизма конца XVIII начала XIX веков.

Неимоверная трудоспособность Серебряковой, упорство и умение учиться самостоятельно перевесили отсутствие академических занятий и участия преподавателей. Серебрякова сумела преодолеть обернувшиеся против нее обстоятельства и стала прекрасным художником.

В апреле 1906 года семья возвращается в Петербург. Это было прекрасное время: рождение детей, жизнь в любимом Нескучном, где художница много пишет и рисует пейзажи и крестьян. Кстати, крестьяне для супружеской пары Серебряковых были как вторая семья, Борис не гнушался тяжелой сельской работы, оба они очень просто одевались, под стать деревенской жизни.

"Навсегда влюбилась в безбрежную ширь полей, в живописный облик крестьян, столь отличный от городских лиц", - писала художница.

В январе 1910 года проходит ее дебютная выставка, на которой Серебрякова представила две своих работы. А уже в феврале ее ждал оглушительный успех с картиной "Автопортрет. За туалетом". О художнице заговорили.

Другая жизнь

1914 год, у Зинаиды Серебряковой уже четверо детей, а жизнь полная любви и творчества заканчивается с приходом 1917 года. И начинается другая - полная невзгод и испытаний. В 1917 году Совет Петербургской Академии художеств выдвинул Зинаиду Серебрякову на звание академика живописи.

Зинаида Серебрякова с детьми
Зинаида Серебрякова с детьми

А случай, произошедший в имении Нескучном в июне 1917 года стал неким предзнаменованием к череде несчастий, свалившихся на Зинаиду и ее семью. В соседней деревне утонула крестьянка Поля Молчанова, которая позировала для ее картин "Жатва", "Обувающаяся крестьянка" и "Крестьянка с квасником".

Мужа арестовывают и в 1919 году он умирает от тифа прямо у нее на руках. Любимое имение было разграблено и Серебрякова с семьей уезжает в Харьков. Все это было сильнейшей и невосполнимой потерей в жизни художницы. Зинаида повторила судьбу своей матери, она остается одна с четырьмя детьми на руках и больше никогда не выйдет замуж.

В Харькове она устраивается в Археологический музей и делает эскизы экспонатов, получая за это небольшие деньги. Семья существовует на грани нищеты. Несмотря на тяжелую жизнь, Зинаида не прекращает заниматься творчеством, часто пишет своих детей, автопортреты и принимает небольшие заказы. В это время появляются работы "На террасе в Харькове" и "Карточный домик".

В 1919 году художница участвует в Первой выставке искусств Харьковского Совета рабочих депутатов.

Наконец, в конце 1920 года семья приезжает в Петроград, а весной следующего перебирается в фамильный дом Бенуа на Глинки 15. Серебрякова усердно работает, пишет немногочисленные портреты на заказ.

"...Зикино счастье, что она портретистка, и, как ни странно, а находятся желающие дамочки иметь свой портрет и платят по 200 тыс. за акварельный портрет..."- пишет мать Серебряковой Екатерина Николаевна.

Знаменитая "балетная сюита" в творчестве Серебряковой началась в 1922 году во время посещения хореографического училища и Мариинского театра, где она делала закулисные зарисовки портретов балерин в артистических уборных. В том же году проходит выставка "Мира искусств", на которой она представляет, в том числе и девять совершенно новых для себя портретов артистов балета. Большинство этих работ выполнены пастелью, остальные - маслом. К технике пастели она обратилась еще в 1921 году. Причиной тому послужило с одной стороны отсутствие материала - хороших масляных красок и темперы, а с другой стороны работать над заказными портретами пастелью было намного быстрее. Художница создала более полутора десятков портретов балерин. Балет Серебряковой - это полное погружение в предвкушение выступления, переодевающиеся в костюмерных и готовящиеся к выходу на сцену артистки.

Тяжелый быт, мизерный заработок, денег катастрофически не хватает, заказов на портреты становится все меньше. В письме к Бенуа звучит полное отчаяние:

"Если бы Вы знали, дорогой дядя Шура, как я мечтаю и хочу уехать, чтобы как-нибудь изменить эту жизнь, где каждый день только одна острая забота о еде (всегда недостаточной и плохой) и где мой заработок такой ничтожный, что не хватает на самое необходимое. Заказы на портреты страшно редки и оплачиваются грошами, проедаемыми раньше, чем портрет готов. Вот если бы на американской выставке что-нибудь продалось".

В декабре 1923 года в Америке открывается выставка живописи, скульптуры и графики, на которую отправляются работы ста русских художников. На ней Серебрякова надеялась продать часть своих работ. Но, к сожалению, выставка не была столь успешна для многих художников. И хотя произведения Зинаиды пользовались успехом, продалось лишь две из 14-ти ее работ. В результате получилось выручить лишь 500 долларов, которые никоим образом не могли улучшить положение семьи.

И Серебрякова решается на роковой шаг. По совету любимого дяди, который в то время был заведующим картинной галереей Эрмитажа и находился в отпуске в Париже, она планирует на время переехать во Францию. Там она хотела устроить выставку, продать свои работы, получить заказы на новые и вернуться. Но обстоятельства сложились не лучшим образом, и художница оказалась в невольной эмиграции до конца своей жизни.

Жизнь в Париже

4 сентября 1924 года Зинаида Серебрякова приезжает в Париж. Это становится началом нового периода в ее жизни, во многом трагичного как для человека, так и для художника, который продлится до конца ее жизни. Художница трудно сближалась с людьми, ей было тяжело завязывать новые полезные знакомства, в результате чего поиск работы в разы усложнялся. Когда-то Зинаида посещала Париж с матерью и мужем, а сейчас она оказалась один на один со своими проблемами в чужом краю. В этот период во Франции господствовали абсолютно чуждые ей новейшие направления, что очень расстраивало художницу и выбивало из колеи. Помог ей в обустройстве парижской жизни художник Белобородов. Угнетенная одиночеством, в одном из писем она пишет:

"Я вечно одна, нигде не бываю, вечером убийственно тоскую..."

Все вырученные от заказных портретов деньги она пересылает матери в Россию. Летом 1925 года к Зинаиде приезжает младший сын Александр. Он хорошо рисовал и собирался стать художником. А через три года в Париж приезжает и младшая дочь Катя, чтобы так же как и брат развить талант и облегчить положение пожилой матери Зинаиды, на попечение которой остаются еще старшие Татьяна и Евгений.

Изображения выше взяты по ссылке: https://aldusku.livejournal.com/46334.html

В 1927 году в Париже состоялась первая персональная выставка Серебряковой в галерее Ж. Шарпантье. А в мае 1928 года была организована большая международная выставка к открытию нового Дворца искусств в Брюсселе, на которой Серебрякова экспонировала сразу 13 своих работ. Среди них были пейзажи, портреты и обнаженная натура, три или четыре из которых были проданы.

Большое впечатление ее живопись произвела на промышленника барона Ж. А. де Броуэра, который заказал у нее портреты жены и дочери. Он предлагает ей отправиться на месяц в Марокко, где рядом с Марракешем располагалась его плантация. Все расходы барон взял на себя, но с условием выбрать понравившиеся ему работы. Это была великолепная и весьма плодотворная поездка. Путешествие стало для художницы настоящим праздником и вдохновленная атмосферой этой страны, она создает там прекрасные работы.

Да что и говорить, сам заказчик был в таком восторге, что спустя несколько лет уже в 1932 году он повторил свое предложение, которое Серебрякова с радостью приняла. Французский критик Камиль Моклер опубликовал в газете "Фигаро" свой восторженный отзыв о ее марокканских картинах:

"...у госпожи Серебряковой живописный темперамент подкреплен глубоким и упорным изучением натуры. Никогда еще современное Марокко не было увидено и воспето лучше..."

Вскоре после возвращения из второй поездки в Марокко Зинаида получает письмо от дочери Татьяны о смерти матери. Жизнь ее теперь могли скрасить лишь присутствующие рядом дети Шура и Катя и их успехи на живописном поприще.

В 1934 году тот самый барон де Броуэр, организовавший поездки в Марокко, заказывает у Серебряковой и ее сына, который, к слову, уже стал неплохим художником-декоратором, живописное оформление большого холла первого этажа своей двухэтажной виллы. Дача эта называлась Мануар де Реле. Работали над этим живописным панно они примерно год. Сами Серебряковы впоследствии думали, что их грандиозная работа была полностью утрачена из-за войны. Но в начале 2000-х годов живописный декор и сам Мануар были найдены практически в нетронутом состоянии, однако же пострадавшими от времени.

"Деревянные панели и другие украшения из дерева частично утрачены. <…> Лишь холсты Зинаиды Евгеньевны, словно заколдованные, остались неприкосновенны", - писала исследователь Н. А. Авдюшева-Леконт, обнаружившая Мануар.

Серебрякова продолжает активно принимать участие в выставках, продолжает писать, ее работоспособность просто потрясает. А в 1960 году новый удар - умирает любимый дядя Шура, здоровье все чаще подводит, а чувство, что она совершила непоправимую ошибку, уехав во Францию, не покидает ее:

"Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы…"
Автопортрет, 1956
Автопортрет, 1956

С дочерью Татьяной Серебрякова увидится после 36-летней разлуки лишь в апреле 1960 года, когда та приедет в Париж. В 1965 году в СССР открывается грандиозная выставка Серебряковой, но приехать на нее художница не смогла - на тот момент ей уже был 81 год. Успех выставки порадовал ее и будто вдохнул новые силы. Через год она наконец увидит и старшего сына Евгения.

Умерла Зинаида Серебрякова 19 сентября 1967 года и похоронена на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Зинаида Серебрякова, 1964
Зинаида Серебрякова, 1964

Зинаида Серебрякова - поистине уникальная и талантливая художница. Все ее творчество - это раскрытие самого прекрасного и светлого в окружающем мире. Тяжелая судьба не изменила ее подход к живописи, ее работы излучают свет, радуют глаз и наполняют душу теплом. Да, она часто была недовольна своей работой, постоянно развивалась, стремилась к совершенству и искала себя. И именно неиссякаемое трудолюбие и упорство сделали из нее Зинаиду Серебрякову, художницу, имя которой стало широко известно и картины которой узнаваемы и любимы многими.

Друзья, ваши подписка и лайки помогают развитию этого канала! Вас ждет еще больше интересных материалов!

А пока готовятся следующие статьи, почитайте уже опубликованные:

Живопись как музыка. Искусство и жизнь Константина Коровина

Таинственный "Омут" Левитана. История картины

художники #живопись #искусство