Сегодня электромобили стали популярным направлением в развитии автотранспорта. Многим стало казаться, что именно это и есть тот самый выход из назревающей топливной и экологической катастрофы. Некоторые производители так и вовсе отказались от ДВС. А каково это узнать, то электромобили создавались в СССР ещё в 70-е годы? Это действительно так. Первым был необычный проект на базе отечественной «двойки». Тогда от стандартного универсала убрали пару боковых дверей и добавили необходимое оснащение в задний отсек. Так на свет вышел ВАЗ-2102Э.
А в 1979 году дизайн-центр в Тольятти начала разработку компактного коммерческого (как бы сказали сейчас) многоцелевого фургона. Первой ласточкой, а точнее, лошадкой, стал лёгкий автомобиль ВАЗ-1801 «Пони», который появился к 1984 году и был представлен публике. Машина чем-то похожа на гольф-кар. Кузов сделали открытым, без дверей, с 4 посадочными местами, включая водителя. А вот крыша была максимально облегчённой. Спереди и сзади было по ветровому стеклу для повышения комфорта. Всё равно ездить на авто было возможно только на короткие расстояния до 150 км, да и то, на небольших скоростях. Внутри сиденья были весьма аскетичными, больше похожими на спортивные ковши.
Параллельно с 1801 было начато создание более практичного аналога для народного хозяйства. Будущий автомобиль получил название ВАЗ-2802 «Пони». И этот «конь» стал куда более знаменитым в истории АвтоВАЗа. Над его проектированием стали работать одновременно сразу две команды под началом С.Усова и М.Демидовцева в 50 и 51 корпусах предприятия. Специалисты старались как могли, чтобы представить своё, лучшее видение прототипа.
Автоломбард СПБ: 6467878.ru
Итоговым результатом стал образец М.Маркиева, который и получил заветный номер 2802. Инженер спроектировал не только начинку, но и нарисовал дизайн автомобиля, что было очень талантливо с его стороны. Компоновка была вагонной, то есть, водитель располагался над передней осью автомобиля. В недрах ТС находилась стальная рама. Сзади – грузовой отсек. Основная тяжесть располагалась в пределах колёсной базы, что обеспечивало правильную развесовку. Привод классический, на заднюю ось.
В роли АКБ выступали никель-цинковые аккумуляторы общей массой 380 кг, что было немало. Этот вес планировалось расположить ближе к центру. А также сделать батарею быстросъёмной для оперативной замены в городских условиях, чтобы избежать простоя техники. Такое было техническое задание.
Чуть позже за дизайн взялся Ю.Верещагин, который нарисовал красивый автомобиль с кабиной скошенной формы. Также нос имел большую площадь остекления, что улучшало обзорность. Дизайнер сделал макет в натуральную величину. Когда на ВАЗ с неофициальным визитом в 1985 году прилетел итальянский коллега Джорджетто Джуджаро, то среди всей техники отметил именно этот вариант.
В итоге над кузовом стала работать команда дизайнеров в лице И.Закирова, В.Гетмана, С.Зайцева. Они значительно изменили первоначальный облик авто, предложенный Верещагиным. У машины появилась вновь кубическая кабина с прямым ветровым стеклом, двери получили дополнительные окошки внизу. Но внешний вид был только половиной проблемы.
Более серьёзной бедой стало «ожирение» электромобиля. Имея большой вес, даже стальная рама не могла его выдержать. Сама рама была сделана по авиационным технологиям и содержала в себе многочисленные отверстия для снижения массы. Чтобы АКБ можно было быстро заменить, сделали выемку для тележки. Запасное колесо размещалось в специальном пазу. Кузов авто был сделан из стали. В итоге машина не смогла взять на борт свыше 100 кг, что было фатальным.
Среди минусов было отсутствие усилителя руля, тормозов. Даже в условиях города эти недостатки были серьёзными. Планировалось же, что грузовичок сможет брать на борт полтонны. Этого показателя не удалось достичь. В салоне было тесно, но приемлемо. За оквадраченной модной баранкой виден спидометр и уровень топлива. Посередине блок управления вентиляцией и отоплением. Места не очень много. Вдобавок стёкла не открываются.
В итоге «Пони» удалось завоевать 14 золотых медалей на всевозможных союзных выставках. Но в серию машина так и не пошла из-за низкой грузоподъёмности. Электромобиль претерпел бесчисленное количество изменений, пока не был похоронен из-за всё новых проблем.