Найти в Дзене

В начале воздушного пути. Продолжение

Картинка из свободных источников. Первый в истории авиации самолет братьев Райт (1903 г.) биплан «Райт» (1903 г.)
Картинка из свободных источников. Первый в истории авиации самолет братьев Райт (1903 г.) биплан «Райт» (1903 г.)

Расчалочная система У. Хенсона, единственно возможная для крепления крыла, использовалась вплоть до 1915 года: «Етрих VIII» (1909 г.), «Блерио ХI-2» (1909 г.), «Ньюпор № 4» (1912 г.), «Румплер-Таубе» (1912 г.), «Моран-Солнье» тип N (1913 г.), «Фоккер ЕIII»(1915 г.). Не случайно, что первый самолет, поднявшийся в воздух, не мог быть громоздким. Самолет братьев Райт имел оптимальные характеристики: вес — 340 кг; площадь крыла — 47 м2; мощность мотора (минимально необходимая) — 12 л. с. Первые самолеты-монопланы (1909—1913 гг.) имели еще меньшую площадь крыла: «Блерио XI» — 15 м2, «Ньюпор № 4» — 14 м2, «Моран-Солнье» тип G — 16 м2. Бипланы (два крыла) этого же периода: братьев Райт — 50 м2, «Фарман» — 42 м2, «Фарман» — 35 м2, «Фарман» — 40 м2...

Авиационная техника развивалась с неимоверной скоростью. Интерес к авиации проявлялся главным обра­зом в Европе (Франция, Германия, Англия, Россия). В США авиация развивалась по-особому, внешне не­торопливо. На родине первых авиа­торов братьев Орвилла и Уилбера Райт (и их сестры — активной по­мощницы), в штате Северная Каро­лина, возникло в 1903 году и первое производство самолетов. Затем ста­ли появляться и другие. В 1907 году была создана Воздухоплавательная экспериментальная ассоциация (руководитель Глен Кертисс). Ко време­ни приезда И. И. Сикорского в США из Франции, в 1919 году, после Пер­вой мировой войны авиационная про­мышленность окончательно сформи­ровалась и занимала видное место в ряде ведущих стран мира. Эрудиция, неистощимая энергия, преданность своему делу Сикорского оказались в полной мере востребованными. За океаном уже функционировали круп­ные авиационные фирмы. В 1916 году фирма «Боинг» создала свой первый самолет. Фирма «Сперри» продук­тивно работала с 1917 года, ее про­дукция была известна за пределами Северной Америки и составляла большую часть военных заказов. Ста­рейшая фирма «Лайкоминг», произ­водившая автомобильные двигатели с 1908 года, выпускала также авиа­ционные и судовые двигатели. Фир­мы «Томпсон» (основана в 1915 г.), «Алиссон» (1913 г.) и другие явля­лись той фундаментальной базой, на которой была создана современная авиационная промышленность и военно-воздушные силы.

Развитие авиации в России шло по своему пути, отличному от европей­ского и американского. Ее особенно­сти:

использование иностранной тех­ники, особенно моторов, и лицензий на изготовление самолетов и мото­ров на начальном этапе;

подготовка военных кадров глав­ным образом за границей;

большой энтузиазм первых авиа­торов;

недостаточное финансирование проектов, связанных с созданием са­молетостроительной промышленно­сти, системы подготовки авиацион­ных кадров и развития фундаменталь­ной авиационной науки.

Не случайно, что первые серийные отечественные военные и гражданские самолеты появились лишь в 1920-х го­дах, а моторы западного производства занимали основное место. Рекордсме­ном являлся двигатель АШ-62, кото­рый более 60 (!) лет стоял на отече­ственных самолетах (Ан-2). Отста­вание в начальной стадии всегда преодолевается с громадными трудностями и в большие сроки. Развитие авиационной науки, как и любой дру­гой, зависит от общего состояния на­уки и техники в стране и особенно от положения в смежных областях. Для авиации это общее машиностро­ение, в частности автомобилестрое­ние, строительная механика, аэро- и гидромеханика, металловедение и ма­териаловедение и др.

Бурный рост авиации требовал крупных финансовых вложений: Герма­ния с 1910 по 1914 год увеличила рас­ходы на авиацию с 3918 до 62 759 тыс. марок; Франция — с 4100 до 37 300 (в пересчете с франков на марки, по курсу).

Самолеты, выпущенные в пер­вые годы после полета братьев Райт, отличались между собой по мно­гим признакам: по конструктивным схемам, мощностями двигателей, системой управления, технологией изготовления. Опыт эксплуатации первых самолетов позволил определить наиболее жизненные и рациональные конструкции. В любой новой схеме учитывались недостатки и преимущества предыдущих конструкций. Благодаря этому характеристики самолетов улучшались и в короткий срок достигали выдающихся показателей: полетная масса самолетов — до 900 кг, скорость полета — до 95 км/ч. Последующие модели самолетов имели, конечно, лучшую устойчивость и управляемость, что делало их более безопасными в полете.

Картинка из свободных источников. Самолет братьев Райт (1903 г.)
Картинка из свободных источников. Самолет братьев Райт (1903 г.)
Картинка из свободных источников. Биплан братьев Райт «модель В» (1910 г.).
Картинка из свободных источников. Биплан братьев Райт «модель В» (1910 г.).
Картинка из свободных источников. Биплан «Сантос-Дюмон ХIV (бис)» (1906 г.)
Картинка из свободных источников. Биплан «Сантос-Дюмон ХIV (бис)» (1906 г.)
Картинка из свободных источников. Моноплан «Блерио VIII» (1908 г.)
Картинка из свободных источников. Моноплан «Блерио VIII» (1908 г.)
Картинка из свободных источников. Биплан «Фарман № 4» («четверка», 1909—1914 гг.)
Картинка из свободных источников. Биплан «Фарман № 4» («четверка», 1909—1914 гг.)
Картинка из свободных источников. Моноплан «Блерио № 11» (тип «Ла-Манш», 1909—1914 гг.)
Картинка из свободных источников. Моноплан «Блерио № 11» (тип «Ла-Манш», 1909—1914 гг.)
Картинка из свободных источников. Биплан «Фарман № 7» («семерка», 1911—1914 гг.)
Картинка из свободных источников. Биплан «Фарман № 7» («семерка», 1911—1914 гг.)
Картинка из свободных источников. Биплан «Фарман № 16» (1912—1916 гг.)
Картинка из свободных источников. Биплан «Фарман № 16» (1912—1916 гг.)
Картинка из свободных источников. Моноплан «Фоккер» тип В (1912—1913 гг.)
Картинка из свободных источников. Моноплан «Фоккер» тип В (1912—1913 гг.)
Картинка из свободных источников. Моноплан «Моран-Солнье» тип G (1913—1916 гг.)
Картинка из свободных источников. Моноплан «Моран-Солнье» тип G (1913—1916 гг.)
Картинка из свободных источников. Биплан И. И. Сикорского С-1 (БиС), 1910 г.
Картинка из свободных источников. Биплан И. И. Сикорского С-1 (БиС), 1910 г.
Картинка из свободных источников. Биплан И. И. Сикорского С-2 (1910 г.)
Картинка из свободных источников. Биплан И. И. Сикорского С-2 (1910 г.)
Картинка из свободных источников. Биплан И. И. Сикорского С-6 (1912 г.)
Картинка из свободных источников. Биплан И. И. Сикорского С-6 (1912 г.)
Картинка из свободных источников. Биплан И. И. Сикорского С-6Б (1912 г.)
Картинка из свободных источников. Биплан И. И. Сикорского С-6Б (1912 г.)
Картинка из свободных источников. Моноплан И. И. Сикорского С-9 («Круглый», 1913 г.)
Картинка из свободных источников. Моноплан И. И. Сикорского С-9 («Круглый», 1913 г.)
Картинка из свободных источников. Биплан И. И. Сикорского С-10 (1913 г.)
Картинка из свободных источников. Биплан И. И. Сикорского С-10 (1913 г.)

Продолжение следует…