Иногда кажется, что некоторые из парадоксов, которые излагаются в журнале, слишком искусственны. Правда, верно и то, что в юриспруденции любую созданную на кончике пера конструкцию, вполне можно без особенных усилий реализовать в действительности, на практике. Для реализации придуманной конструкции, в отличие, например, от машиностроения или ядерной физики, вовсе не требуется строить цехи, собирать установки, которые порой не под силу эффективно создать одному государству. Перо, чернила, бумага и немного времени — вот и всё, что требуется для того, чтобы выдуманная юристом‑инженером ситуация стала реальностью. Конечно, всё дело в том, что юриспруденция вообще имеет дело исключительно со сферой духа, с миром идей.
Ранее излагался в достаточно абстрактной форме парадокс ожидания. Парадоксальность ситуации, описанной в нём, сводилась к тому, что при сложившейся конфигурации связей между различными судебными процессами, ни один из них не мог завершиться никаким образом. Все они должны быть приостановлены. Так и вышло, причём в данном случае ситуация возникла без всякого специального конструирования, сама. И несколько на иных основаниях. Так что можно даже ещё более общо описать ситуацию:
Есть три процесса: Δ, Σ, Ψ;
есть обстоятельства: δ, σ, ψ.
При этом:
Δ (ψ, ...) ⇒ δ,
Σ (δ, ...) ⇒ σ,
Ψ (σ, ...) ⇒ ψ;
тогда
процесс Δ приостанавливает процесс Σ, так как результат Σ зависит от исхода процесса Δ;
процесс Σ приостанавливает процесс Ψ, так как результат Ψ зависит от исхода процесса Σ;
процесс Ψ приостанавливает процесс Δ, так как результат Δ зависит от исхода процесса Ψ.
В нашем случае было так.
Действующими лицами были три фирмы: все три были зарегистрированы в Российской Федерации, правда, две из них являлись дочерними фирмами зарубежных компаний — греческой и американской (США).
Назовём их так: россиянин, грек и американец.
Россиянин использовал торговую марку, которая в кириллическом написании выглядела так: «ПРАГМАТ», а латинским алфавитом так: «PRAGMAT».
Греческая торговая марка выглядела как «Πραγµα» (на греческом языке то же название, написанное заглавными буквами будет выглядеть так: «ΠΡΑΓMΑ»),
а американская как «PRAGMATA».
А дальше всё пошло совсем как по написанному:
Американец обратился с иском в суд по поводу использования россиянином торговой марки, которая сильно напоминает его, американца торговую марку до степени смешения.
В это самое время россиянин обратился в суд с аналогичным иском к греку, а грек — к американцу.
Суд в российско‑американском процессе удовлетворил ходатайство россиянина и приостановил производство по делу до окончания процесса между греком и американцем, сочтя, что легальность использования американцем его, американца, торговой марки оказывает существенное влияние на рассмотрение дела по существу в российско-американском процессе, поскольку в том случае, если выяснится, что сам американец использует свою торговую марку, нарушая права грека, то в иске ему следует отказать.
Точно так же поступил суд и в греко‑американском судебном процессе, но уже по ходатайству американца.
Суд же в греко‑российском процессе, получив в качестве одного из доказательств по делу документы, из которых усматривалось, что оспаривается право россиянина на его торговую марку, самостоятельно вынес определение о приостановлении производства по делу до окончания рассмотрения спора между россиянином и американцем.
два из трёх определений были обжалованы и остались без изменений, третье не было обжаловано в апелляционном и кассационном порядках. Таким образом все три определения о приостановлении вступили в законную силу.
Хорошо ещё, что ни один из судов не принял обеспечительных мер.
Ибо эти три процесса не могут закончится никогда.