Валерия смотрела на свою семилетнюю дочку с огромными белыми бантами, похожими на тугие пионы, и не могла насмотреться, ну до чего же хороша! И как она успела так быстро вырасти?
Только вчера забрал их муж из роддома, только вчера она покупала пачками памперсы, погремушки, микроскопические пинетки, а потом лишь на секундочку зажмурила глаза и вот - дочь уже в первый класс идет!
-Лизочка, ты у меня самая красивая! - Валерия еще раз восхищенно провела рукой по голове дочки,- и помнишь, что я тебе говорила?
Дочь, подняв на маму доверчивые голубые глаза, быстро проговорила:
-Дружить с Викой и не дружить с Петечкиной!
Губы мамы вытянулись в улыбке, она приподняла наманикюренный пальчик вверх и прошептала:
-Умничка. Вы с Викой прекрасные подружки, прямо, как мы с ее мамой! У них приличная семья, так что дружите и не ссорьтесь! И запомни, дорогая, окружение очень сильно влияет на тебя.
Валерия погрузилась в думы. Она всегда помнила, что боялась свою маму - та была властной и жесткой и часто, говорила маленькой Лере с кем дружить, а с кем нет. А правильно ли это?..
через 7 лет
Валерия смотрела на свою Лизочку, которая только что вошла в квартиру.
-Я тебе что сказала? В восемь быть уже дома, а ты? Сколько времени видела?
Лиза снимая кроссовки, исподлобья смотрела на мать.
-Ну восемь часов, мам. Мы у Вики кино смотрели, задержалась чуток, она меня немного проводила. Что такого?
-Ох, Лизок! Зря ты с этой Викой общаешься. Мы с ее мамой разругались в пух и прах еще полгода назад. Так бывает. Вот Петечкина Яна какая девочка умная-то? А? На олимпиадах выступает по математике, первое место вчера заняла по области! Эх, кто ж знал, что она такая окажется?
Лиза присела на пуфик в прихожей, удивленно вскинула брови:
-Какая такая?
Валерия продолжила:
-Ну понимаешь, Яна - девочка из неблагополучной семьи. У нее нет папы и мама звезд в неба не хватает - работает то ли приемщицей стеклотары, то ли уборщицей в магазине. А вон, ты ж глянь, дочка-то умницей оказалась... Интересно, почему?
Дочь смотрела на маму и не могла понять, почему та удивляется. Ну круглая отличница у нее одноклассница, и что? В каждом классе есть. Лиза не рассказывала маме, что с Яной она дружит уже давно. Они вместе делали стенгазету и Яна даже похвалила Лизу за то, что так красиво и здорово рисует и ей нужно развивать свой талант!
Потом девочка заступилась за Лизу, когда Витька, первый в школе задира и озорник, вздумал девчонкам юбки задирать. Ох, и получил он тогда от Яны. Кто ж знал, что наша тихоня на дзюдо ходит?
Лиза тогда удивленно смотрела на Яну, да и не только она. Витька теперь сторонился их компанию и на время даже притих, переключившись на других.
-Понимаешь, у меня папа - занимается дзюдо и преподает, - объясняла Яна однокласснице - вот он меня и научил основным приемам.
-Ой, а мне мама сказала, что у тебя нет папы - сказала Лиза и тут же осеклась, поняв, что сказала лишнего.
Яна улыбнулась, махнув рукой:
-Я привыкла, настоящего биологического папу я никогда не видела, он умер, еще до моего рождения, а вот дядя Володя мне теперь папа, я его так называю, потому что он - самый лучший - девочка поправила сбившиеся волосы - пойдем в буфет, там сегодня такие пирожки с повидлом, ммм!
Как-то Лиза зашла в гости к новой подруге. Из кухни выглянула мама, некрупная смешливая женщина в мелких кудряшках. Пригласили гостью за стол, на котором уже возвышались теплой горкой пышные желтые оладьи. В маленьких розетках сверкало влажным блеском вишневое варенье.
Мама Яны постоянно шутила с девчонками и на миг Лизе даже показалось, что она с ними почти одного возраста. Потом одноклассницы ушли в комнату делать уроки.
Лиза не говорила своей маме, что она дружит с Яной, до сегодняшнего дня. И сейчас ей было не понятно, почему же она так себя ведет? Надо же, поругалась с мамой Вики и теперь ей не дружи с ее дочкой? Интересно...
-Мама, мои лучшие подруги в школе - Вика и Яна - Лиза пристально смотрела на Валерию, - мы всегда вместе и поддерживаем друг друга, что бы не случилось.
Валерия прошла на кухню, села на низкий диван и, отвернувшись, уставилась в окно, за которым царствовал вечер. Лиза подошла к ней и обняла, усевшись рядышком.
Валерии было стыдно и радостно одновременно. Стыдно за себя, что она взрослая женщина, а поведение словно у обиженной девчонки. И радостно за дочку, что та проявила себя умной, и самое главное доброй.
-