Даже не верится, что Алиса Бруновна подвержена веянию времени. И только очередной юбилей убеждает в этом. А она не убеждает. Она прекрасна в каждом своем возрасте. И даже более того. Она принадлежит к типу женщин, которые чем старше, тем краше. Почти как вино.
Вспомним первые фильмы с ее участием: "Полосатый рейс", "Тайна железной двери", "Похождения зубного врача". Роли вполне себе рядовые, да и актриса вряд ли запомнилась бы, если бы более поздние роли не отбросили отчетливую тень в прошлое. Так было и с Ангелиной Степановой, Андреем Мироновым, Иннокентием Смоктуновским, который проснулся знаменитым, в сорок лет сыграв Гамлета.
В первых фильмах Алисы Фрейндлих пока еще нет. В "Тайной железной двери" - сумасшедшая мама, в "Похождении зубного врача" она впервые встретилась с Андреем Мягковым, чтобы спустя 12 лет стать звездой. Ведь свет звезды, как известно, идет долго, но верно.
И поэтому когда нынче, что ни день, восходят новые звезды сериалов и нашего доморощенного артхауса, от которого впору завыть на луну, то хочется крикнуть в морозную декабрьскую ночь 8 декабря:
- Не верю!
И не потому что все эти актрисули бездарны, да нет, они очень красивы, до умопомрачения красивы, но им не повезло родиться так поздно, когда кино попросту исчезло.
Однако нельзя сказать, что Алисе Бруновне повезло больше. Родившиеся в тридцатых – дети войны. На долю этой великой женщины выпала не просто война, а еще и блокада. От голода ее спасла бабушка-немка, с холодной педантичностью по часам отмерявшая крохи от блокадной пайки. А вот фамилия отца - Фрейндлих – наоборот, ужесточила и без того нерадостную жизнь.
За заклеенными окнами блокадного Ленинграда идет война. Беспощадная война с немцами. И что должен чувствовать ребенок, вторая половина которого как раз именно немецкая? И вот эта вторая, немецкая, половина погружается в себя, сосредотачивается. Потом, позже, зрители (а прежде того - великие режиссеры) разглядят в ней этот скрытый, словно тлеющий под снегом, пламень.
У Элема Климова она сыграет фрейлину, почти фрейдлину, почти саму себя -Вырубову! И у Тарковского она не затеряется в сонме звезд (Солоницын, Гринько, Кайдановский).
Но это все еще лишь эпизоды. И только Эльдар Рязанов выпустил на свободу джина. История про золушку – "Служебный роман" - до сих пор побивает все рекорды популярности. Этот фильм входит в обойму обязательного праздничного телевизионного меню наравне с салатом оливье!
Все, словно очнувшись, вдруг увидели, что Алиса Фрейндлих – просто очаровательная женщина. Или все же великая актриса, сыгравшая очарование? Ведь милашкой быть не сложно.
Загадка!
Судьба актрисы – злодейка! Но только не для Алисы Фрейндлих. Ведь именно судьба и выковала этот редкий - без преувеличения - талант. Это вовсе не значит, что молодым актрисам надо пожелать побольше бед и лишений. Но, как известно:
И в этой пытке многократной
Рождается клинок булатный!
Поколение Алисы Бруновны достойно сыграло свою жизнь. Да что там сыграло! Когда она выходит на сцену в пьесе Нила Саймона "Калифорнийская сюита" с Олегом Басилашвили - зал замирает, потому что воцаряется императрица.
А что? Происхождение у нее вполне царское, половинка немецкой крови – заслуженный пропуск на российский трон.
Тем более, королевой она уже была. По мнению критиков, лучшая роль Фрейндлих в кино – королева Анна в знаменитом фильме по роману Дюма "Три мушкетера". Сама Алиса Бруновна говорила об этом так:
"Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссёром хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло — ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да, королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой".
Интересно, что испытала она, сыграв в "Старомодной комедии", блистательной мелодраме по пьесе Арбузова, со своим мужем Игорем Владимировым, с которым в скором времени разведется?
Все дело, видимо, в том, что актриса – это не профессия, а нечто большее. Все просто только у нынешних звезд театра и кино: красные дорожки, гонорары, глянец журналов. Но ведь с очень большой долей невероятности можно сказать, что это – актеры. Пока на фоне Фрейндлих – это просто статисты:
О наслажденье скользить по краю.
Замрите, ангелы, смотрите: я играю...
Даже один из последних ее фильмов, где режиссером выступил ее внук - Никита Владимиров - “Родители строгого режима” уже хороший. Только потому что там снялась вместе с Адабашьяном Алиса Бруновна.
Смотрите, несчастные, это – Актриса. Актриса с большой буквы или Большая актриса.
Мало кто догадывается, что рост актрисы всего-то 153 см.
Большая актриса с большим сердцем!