Найти тему
Культурная Карта

Недетские сказки няни великого поэта. В театре Камбуровой сказочный дебош

Если этой зимой вы окажетесь в Москве и захотите сказочного действа, да не простого, а чтобы со смыслом, иронией и яркими красками, мощным актёрским составом и сочным исполнением, тёплым вокалом и запоминающимися образами персонажей знакомых с детства сказок, то вам в Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой.

Здесь буквально на днях состоялась премьера чудесного спектакля по сказкам А.С. Пушкина и Г.-Х. Андерсена — «Нянины сказки». При этом няню играет сама народная артистка РФ, певица и актриса, основатель и художественный руководитель театра Елена Камбурова, гармонично передвигавшаяся по сцене в сопровождении воспитанных ею уже выросших детей. 

-2

Отмечу эффектные костюмы цветов новогоднего праздника, интригующие декорации. Сцена благодаря художнику Ирине Пиновой и художнику по свету Антону Литвинову стала отдельным персонажем, сказочным пространством, в котором застряли герои. Где-то за деревьями дремучего леса спрятался маленький оркестр, в кривых зеркалах отражались не только герои, но и зрители, чья роль в этих историях — красиво занять своё место в зале, смеяться, плакать и аплодировать. 

-3

«Сказка ложь» и главная ложь здесь в том, что эти сказки «для детей». Детские представления и воспоминания ложно настраивали на лёгкую постановку. Как же наивны мы были в понимании глубокого драматического смысла этих простых историй. 

-4

Сказка ложь? «Отнюдь», — как бы говорит нам режиссёр-постановщик Гульназ Балпеисова и показывает вторую сторону медали. Как хлещут по щекам аналогии. И щёки краснеют, то ли от боли, то ли от мороза, то ли от стыда. Вот уже в кривых зеркалах узнаваемо отражаются и действующие лица. Мы ли это? Или они... Они бьются о стены, пытаясь разорвать круг действия — от «жили-были» до «я там был, мёд-пиво пил» — и сделать что-то новое, что знакомо современному зрителю. Чтобы показать это, авторы поработали над сценографией и музыкальным оформлением. В спектакле звучит музыка М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова и авторские композиции Олега Синкина. Это настоящая музыкальная фантасмагория, в которой смело замешаны классика, мюзикловые хиты, стилизации регги и японской народной музыки, а ещё Жак Брель, Георгий Свиридов, местами Эннио Морриконе и Антонио Вивальди. 

Видно, что артисты любят своих героев и смакуют, играя роли. На сцене вместе с главной вдохновительницей всего происходящего Еленой Антоновной блистают Елена Веремеенко (сватья баба Бабариха), Лада Марис (то ткачиха, то старуха у разбитого корыта), Анна Комова (повариха и Гадкий утёнок), Евгения Курова (Царевна-Лебедь и Золотая рыбка), Алёна Парфёнова в роли Царицы, Данил Можаев или Артур Сахаров (Гвидоны, сменяющие друг друга в составах). Старика у синего моря играют посменно Александр Кольцов или Евгений Вальц (4 декабря сидел в зале и эмоционально следил за действием коллег). А ещё здесь есть Царь Салтан и медведь — Евгений Астафуров или Роман Калькаев (и, кстати, это именно его, Романа, далеко нецарский взгляд до сих пор рвёт душу за те испытания, что выпали на долю и царя, и медведя, которого также лишили жены и детей). А, да-да, вам уже не понятно. Это же только фраза, весь контекст — в театре! Там тоже всё очень переплетено — одна сказка в другой с намёком на третью...

Выходя после спектакля, зрители говорили, что это очень нетривиальная постановка, такого Пушкина они ещё не видели! Приходите и вы посмотреть на масштабную работу Московского театра музыки и поэзии. Следующие показы 15 и 22 января. Рекомендую. 

Анжелика ЛУКИНА, фото автора

Точка на карте: Московский театр музыки и поэзии Елены Камбуровой, Большая Пироговская ул., д. 53/55.

Театр музыки и поэзии под руководством Е. Камбуровой, театр, Большая Пироговская ул., 53-55, Москва — Яндекс Карты