В годы Великой Отечественной войны советские люди показывали беспримерные образцы мужества и отваги, несокрушимой стойкости на поле боя, огромной, всепобеждающей энергии на фабриках и заводах, на колхозных и совхозных полях.
Даже в суровые и грозные дни, когда бронированные полчища врага продвигались по нашей территории, а советские войска вынуждены были оставлять родные города и села, народ не терял самообладания, не падал духом. Все были уверены в правоте великого дела, в том, что настанет час, когда враг будет остановлен и сокрушен.
А когда Красная Армия погнала врага на запад, жители освобождаемых районов всеми силами старались помочь родным солдатам...
Гвардейцы выбивали фашистов из украинского села. В домах ещё сидели вражеские автоматчики и пулемётчики, но колхозники, зная о продвижении наших войск, уже возвращались из лесу в село.
Село горело. По пыльной улице медленно шёл старик Над головой его свистели пули. Подходя к своей полуразрушенной хате, он услышал пулемётные очереди: стреляли с чердака. Дед взобрался по лестнице на чердак. Перед ним лежал фашист и стелил из пулемёта в сторону наших. Гитлеровец не заметал старика, а тот, размахнувшись, со всей силой ударил врага палкой по голове. Ещё удар, другой, третий...
— Собака, мерзавец! — приговаривал старик.
Тут он услышал дружное «ура» и сразу спохватился. Поднял вражеский пулемёт и стащил его вниз. Не помня себя от радости, старик подбежал к гвардейцам, ворвавшимся в село. В одной руке он держал шапку, в другой — пулемёт.
— Дедушка, здравствуй! Откуда это у тебя? — спросили его воины.
— Отбил, сынки, — ответил он им. — Берите. Забрался стервец на мою хату и всё по нашим норовит стрелять. Ну, я его зараз и прикончил.
...Гвардейцы давно ушли, а старый колхозник Терентий Петров всё стоял у своей хаты и желал им счастливого пути.
В. ГРИШИН, И. ЕВГЕНЬЕВ (1955)