Найти тему
Житель Алтая

Тема 2. "Философские мысли под пятничное пиво".

Особо долго над темой для этой статьи думать не стал. Перечитывал накануне Валентина Иванова, роман «Русь изначальная». Там есть мысли-рассуждения бывшего ромея Малха, ставшего россичем:

«Были великолепные сравнения, были слова для изображения борьбы и людских страстей… Впоследствии самодовольные, нетерпимые невежды поняли строки былых поэтов дословно. Так нашлись доказательства: и жившие прежде люди ославлены легковерно-ничтожными язычниками, преданными детским, смехотворным суевериям. А сами христиане верят подобному же: хотя бы, что дьявол во плоти поднял Иисуса на настоящую гору и там, как в театре, соблазнял богатствами мира. В действительности – записавший преданье хотел образно рассказать о мыслях и сомнениях вероучителя».

Вот за этот евангельский сюжет я и зацепился. Напоминаю, что в Евангелии от Луки это звучит так:

«И приступил к Нему искуситель… И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: «Если ты Сын Божий, бросься отсюда вниз! ибо написано ангелам своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею»… И, возведши Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и говорит Ему: «Все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне»…»

Яндекс. Картинки.
Яндекс. Картинки.

Иисус от предложения лукавого, как известно, отказался и «Тогда оставляет его диавол; и се ангелы приступили и служили Ему».

В.Д. Иванов полагает, что таким литературным приемом евангелист образно описал сомнения и искушения Христа, как человека. Но все соблазны мировой власти он, что неудивительно, отверг. В отличие, кстати, от церковной организации, которая, на мой взгляд, пошла именно по этому пути, став частью власти. А кое-где и самой властью.

Но речь сейчас не об этом. Экс-архангел Сатанаил, как говорится в Библии, был любимейшим творением Бога. Пока не зазнался и не восстал против своего Создателя, пожелав «быть ему равным». Но был низвергнут на землю, став «князем тьмы». Ну, там еще много нехорошего ему приписывают, он и отец лжи, и коварный соблазнитель, способствовавший изгнанию человека из Эдема и вообще - враг рода человеческого. В общем такая антитеза Создателю всего, в том числе и себя самого.

Вот в этом месте и возникает вопрос, а с какого это перепуга он предлагал Христу «все царства Вселенной», если они ему не принадлежали? Ну, не он же их создал. И в собственность/пользование их ему никто не передавал. Следовательно, соблазнитель не мог всем этим распоряжаться. Совсем. Прав у него на это не было. А Иисус, будучи сыном божьим, об этом знал (про Богу – богово, кесарю – кесарево, а слесарю – слесарево, мы, конечно, помним). Соответственно, ни о каких сомнениях, ни о какой внутренней борьбе и прочем-подобном речь здесь идти не может. Да, собственно, и о прельщении тоже. По той же причине.

Но, если на минуту допустить, что Христа действительно прельщал враг рода человеческого, то делал он это с подачи Создателя. Как в случае с тестированием Иова на праведность. Но и в этом случае проверяемый не мог не знать, что все, что ему предлагает «диавол», тому вовсе не принадлежит, а значит не подлежит и передаче в обмен на что либо. Тогда получается, что все это не испытание, а хрен-пойми-что.

А с другой стороны и сам Сатанаил не мог не знать о том, что и Иисусу все это известно.

Словом, получается какая-то неправдоподобная хрень, в поэтическом изложении Луки.

Единственное правдоподобное объяснение этому эпизоду Евангелия, на мой взгляд, в том, что он носит исключительно дидактический (воспитательный) характер, призывая адептов и неофитов христианства не поддаваться никаким соблазнам, не идти против совести и убеждений. И на примере не абы кого, а самого Христа. Выше и авторитетней примера для христиан уже и быть не может. Вот только сли-и-ишком уж иносказательным пример получился. Во всяком случае для времен последующих. Последователи Христа, они же отцы-основатели христианской церкви и ее «филиалов» от ариан, монофизитов, евномиан, до лютеран, кальвинистов и других протестантов, поняли его буквально. А в Писании оставили, как свидетельство стойкости духа Иисуса для верующих в него. Но почему-то не сочли этот пример обязательным для себя. Или сочли необязательным. Или не всегда обязательным.

Есть другие мнения?