Найти тему

Трудности перевода

25 января 1990 года Авиалайнер Boeing 707 авиакомпании Avianca выполнял межконтинентальный рейс из Колумбии в Нью-Йорк. На его борту находилось 158 человек (149 пассажиров и 9 членов экипажа).

 Boeing 707
Boeing 707

Нью-Йорк в тот день был совсем неприветливым - резкое ухудшение погоды с туманом, дождём и порывистым ветром. Пилотам об этом сказали до вылета, но они не стали сильно переживать и поднялись в небо. Когда оставалось 40 минут до JFK (аэропорт в честь инициалов президента Кеннеди), нашим воздушным водителям предложили покружить чутка над Атлантикой. Топлива оставалось на целых 2 часа полёта, поэтому они стали наворачивать круги ожидая команды с земли.

Аэропортов вокруг Нью-Йорка несколько - JFK, La Guardia, Newark. В каждом из них по 2 диспетчера смотрят за кружащими вокруг бортами и потеют, чтоб все сели на землю в условиях проливного дождя, сильного ветра и густого тумана. Ребятам некогда было элементарно сходить в тувлет, т.к. в JFK, например, принимали на посадку по 30 самолётов в час. По 1 самолёту каждые 2 минуты!

Тем временем у нас начинает заканчиваться топливо. Пилоты нервничают немного и диспетчер в Вашингтоне сначала согласился посадить борт в Бостоне (уж очень Нью-Йорк поганым вариантом был в тот день), а потом вдруг попросил направиться в сторону JFK. Зачем?! Ведь вокруг NY кружили уже 39 бортов и десятки были на подлёте! Но пилоты не стали спорить и послушно делали что говорит им диспетчер.

И вот, когда у них оставалось совсем немного резерва топлива, диспетчеры дали приоритет на посадку в JFK. Когда подлетали к полосе, топлива оставалось совсем мало и зайти на посадку со второго круга они уже точно не могли. На секундочку, в ту ночь 20% бортов не могли посадить самолёт сразу. 20% пилотов уходили на второй круг для повторной посадки. У наших же такого шанса не было. Только 1 возможность! Стоит напомнить про зверский туманище, боковой (!) ветер и пустые баки.

Фокус ещё состоит в том, что пилот не знал, что второго захода не будет. Бортинженер, который на своём калькуляторе считал остаток топлива, не сказал КВСу, что второго "кина не будет". И наш командир смело выпускает и шасси и закрылки. Когда вспомним о том, что закрылки - это воздушный тормоз, то поймём, что парни начали дожигать керосин почём зря.

Баки отмерили ещё 10 минут полёта обитателям нашего Boeing 707, когда встречный поток воздуха и турбулентность внесли коррективы в оставшееся время. Скорость самолёта упала ещё больше. И чтоб не упасть прям там, наш кэп поддал "газу". Керосин побежал, соответственно, резвее. А тут ещё и ВПП не видно...

Пролетели полосу, в общем...

Диспетчер говорит: "Идите на второй круг!"

А пилоты опять не сказали ему "Иди ты на хер!"

И послушно полетели на второй круг буквально с каплями топлива в баках.

Ожидаемо, что двиг №4 встал. Следом №3, 2, 1 ...

В салоне гаснет свет, т.к. энергии больше нет, пассажиры нежно жмут друг другу руки на прощание, начинают орать и всем им очень интересно как именно это всё закончится ...

И только тут пилоты запросили аварийный приоритет. В принципе, уже можно было и не просить.

Исчез с радаров, а тут звоночек в 911 "У нас тут прямо перед домом лежит самолёт".

На месте катастрофы
На месте катастрофы

В катастрофе погибли 73 человека — 8 членов экипажа (все 3 пилота и 5 бортпроводников) и 65 пассажиров. Выжили 85 человекъ; 81 из них получил серьёзные травмы (включая старшего бортпроводника и 8 детей), 4 получили незначительные травмы. Погибших и раненых на земле не было.

Почему упали?

Потому что топливо закончилось. Больше ничего. Всё исправно с техникой. Тогда у кого не всё исправно с головой? Стали выяснять и обнаружили, что с бортовых самописцев исчезла запись об этом полёте.

Но запись разговоров осталась... И выяснилось, что капитан не сильно шарил по-английски, а второй пилот (который соображал) не всё ему переводил. Диспетчеры в свою очередь сказали о сильных порывах ветра на 500 метрах, но не предупредили о том, что на высоте 100 метров проблема с ветром ещё и почище будет. А бортинженер не сообщил КВСу реальную ситуацию с топливом в нужный момент.

Одним из главных моментов было то, что диспетчеры не поняли, что в испанском слово "приоритет" означает, первостепенную важность и срочность. Пилоты запросили "приоритетную посадку", а англоговорящие диспетчеры её подтвердили, но думали при этом не о том как посадить их раньше всех.

В переговорах с пилотами было обнаружено больше 20 (!) мест, которые должны были насторожить диспетчеров, но тем не менее, суд решил, что на земле виноватых не было.

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/